1423. Феномен голландского натюрморта в западноевропейской культуре XVII в.
Диплом |
12.06.2010, 09:02
Стоимость 3500. Год 2010.
Содержание Введение 3 Глава 1. Натюрморт как жанр живописи 8 1.1. Теоретические особенности развития и становления натюрморта как жанра живописи 8 1.2. Композиционные особенности натюрморта 16 Глава 2. Голландский натюрморт в западноевропейском искусстве XVII в. 25 2.1. Специфика голландского натюрморта 25 2.2. Основные направления 32 Глава 3. Виды голландского натюрморта и основные представители 46 3.1. Цветочный натюрморт 46 3.2. Ученый натюрморт 48 3.3. Тональный натюрморт 51 3.4. Иллюзионистический натюрморт 55 3.5. Роскошный натюрморт 56 3.6. Поздний натюрморт 58 Заключение 62 Список литературы 66 Приложения 68
Книга известного российского искусствоведа Б.Р.Виппера[i]
впервые увидела свет в самом начале его научной карьеры, в 1922 году, и по сей
день пользуется заслуженным вниманием специалистов, несмотря на то, что с тех
пор ни разу не переиздавалась и давно уже стала библиографической редкостью.
Натюрморт рассматривается автором не только как художественное явление, но как
мировоззрение, связанное с развитием культуры от древнейших времен до ХХ века. Особенно
важно для нашего исследования наличие полноценного материала о голландском
искусстве, включая анализ специфических черт жанра натюрморта в исследуемый
период времени.
Данное издание богато иллюстрировано и дополнено указателем
имен и вступительной статьей доктора искусствоведения С.М.Даниэля. Часть
иллюстраций была использована при написании дипломной работы и приведены в
приложении.
РаботаБ.Р. Виппера"Введениев
историческоеизучениеискусства"[ii]
органически соединяет в себекачестваполноценного научного
исследования и систематичность специальноговузовскогокурса. Уникальность
этойработы в русскомисоветскомискусствоведенииопределяется тем, что она глубоко и обстоятельноосвещает жанрово-техническиепроблемы, спецификутехнических основкаждогоиз жанровизобразительногоискусства и ихразновидностей, опираясь наобширнейший материал истории изобразительных
искусств, на итоги длительных исторических исследований, проведенных автором.
Книга Ю.А. Тарасова[iii]
- результат многолетней работы автора, посвященной проблемам голландской
живописи XVII столетия. Исследования основных этапов каждого вида голландского
натюрморта (цветочный натюрморт, "накрытые
столы", "завтраки",
"суета сует" и др.)
сопровождают сведения о жизни и творчестве мастеров этого жанра. Анализируются
многочисленные произведения, хранящиеся как в отечественных, так и в зарубежных
музеях, в том числе и в частных коллекциях.
Данное произведение дает максимально полную
информацию о жанровом своеобразии творчества голландскихмастеров.
Среди художественных сокровищ Эрмитажа
особо выделяется коллекция западноевропейского искусства, насчитывающая около
600 000 экспонатов и являющаяся одной из лучших в мире. Постоянные выставки
занимают 120 залов музея и располагаются в 4-х зданиях. Коллекция отражает все
этапы развития западноевропейского искусства от средних веков до нашего
времени. В собрании сосредоточены произведения выдающихся художников Англии,
Германии, Голландии, Испании, Италии, Фландрии, Франции и других стран Западной
Европы.
Государственный музей Эрмитаж славится,
помимо своих собраний, еще и выпускаемой при его содействии печатной
продукцией: каталоги, буклеты, книги, справочная литература. Перед нами одно из
самых известных изданий, выпущенное издательством "Искусство". Это
каталог западноевропейской живописи из коллекции Эрмитажа. Картины даны в
черно-белом отображении с фрагментами деталировки, подробным описанием и
примечаниями.
Коллекция нидерландской живописи XV - XVII веков в Эрмитаже
невелика, но в ее состав входят несколько памятников чрезвычайно высокого
художественного уровня. Каталог[iv],
посвященный голландскому искусству содержит 114 аннотаций, является полным
изданием картин нидерландской школы XV - XVII веков из собрания Эрмитажа. В него входят
произведения, находящиеся и в экспозиции, и в фондах и выданные на временное
хранение в другие музеи. Некоторые из них публикуются впервые.
Своеобразным продолжением темы голландского
искусства в Эрмите выступает очерк-путеводитель Ю.И. Кузнецова[v],
в котором представлены такие разделы, как "Голландская живопись",
"Живопись переходного периода", "Малые голландцы", "Натюрморт
первой половины XVII века", "Голландский караваджизм", "Натюрморт
конца XVII века", "Голландская живопись конца XVII — начала XVIII
века", посвященные истории натюрморта в Нидерландах. Данные разделы дают
полноценное описание произведений, представленных в Эрмитажу. А также
описываются условия и особенностиих
создания, восприятия современниками и т.д., что делает труд Ю.И. Кузнецова еще
более интересным.
Книга Г.В. Дятлевой[vi]
рассказывает об истории возникновения и развития одного из самых
распространенных жанров изобразительного искусства - натюрморта. Читатель
познакомится с творчеством европейских и русских художников, работавших в этом
жанре в XVI-XX веках. Каждую статью о Мастерах натюрморта сопровождают цветные
иллюстрации.
Издание предназначено для широкого круга
читателей, интересующихся Искусством.
Книга доктора искусствоведения М. Н.
Соколова[vii]
посвящена западноевропейской жанровой живописи XV - XVII веков. Шедевры Яна Ван
Эйка, Босха, Дюрера, Джорджоне, Питера Брейгеля Старшего, Караваджо, Рубенса,
Веласкеса, Халса, Вермера, Рембранта и братьев Ленен рассматриваются в книге
наряду со многими менее известными, но по-своему значительными произведениями.
Общая информация о развитии голландской
живописи в XVIIвеке представлена в классических рудах по
историиискусства, таких авторов, как
Д.М. Зарецкая и В.В. Смирнов[viii],
Т.В. Ильина[ix]
и т.д.
Таким образом, литература, посвященная
истории голландского натюрморта XVIIвека представлена достаточно разнообразными
трудами, которые посвящены, как указывалось во введении, отдельным аспектам
творчества нидерландских мастеров, а также отдельным произведениям искусства
данного периода и направления живописи.
[i] Виппер Б.Р. Проблема и
развитие натюрморта. – СПб., 2005.
[ii] Виппер Б.Р. Введение в
историческое изучение искусства. - М.: Изобразительное искусство, 1985.
[iii] Тарасов Ю.А. Голландский
натюрморт XVII века. – С.-Пб.: СПбГУ, 2004.
[iv] Государственный Эрмитаж.
Западноевропейская живопись. Каталог 2. Л.,
1981.
[v] Кузнецов Ю.И. Голландская
живопись XVII—XVIII веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. – М.: Искусство,
1988. - 240 с.
[vi] Дятлева Г.В. Мастера
натюрморта. – М.: Вече, 2002.
[vii] Соколов М.Н. Бытовые
образы в западноевропейской живописи XV-XVII веков. Реальность и символика. –
М., 1994.
[viii] Зарецкая Д.М., Смирнов
В.В. Мировая художественная культура (Западная Европа и Ближний Восток)- М.,
ООО "Издательство МХК", 2002
[ix] Ильина Т. В.История искусств. Западноевропейское
искусство: Учеб.—3-е изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк., 2000.— 368 с.; Ильина
Т.В. История искусства. Западноевропейское искусство - М., Высшая школа, 2002