1470. Культурное наследие Испании - эпоха Средневековья
Диплом |
22.06.2010, 16:54
Стоимость 3500. Год 2010.
Содержание Введение 3 Глава 1. Условия формирования культуры Испании в Средневековье 5 1.1. Истоки испанской культуры Средневековья 5 1.2. Факторы, определившие формирование испанской культуры Средневековья 9 Глава 2. Формирование культурного наследия Испании в периоды Средневековья 17 2.1. Вестготский период 17 2.2. Арабское господство и начало Реконкисты 18 2.3. Завершение Реконкисты 41 2.4. Позднее Средневековье 50 Глава 3. Место испанской культуры Средневековья в мировой культуре 55 3.1. Место культурного наследия в истории Испании 55 3.2. Место средневекового этапа в современной культуре Испании 58 Заключение 68 Литература 71 Пириложения ……………………………………………………………………73
Издавна культура вызывала глубокий и неизменный
интерес в мире. В орбиту пристального внимания искусствоведов оказались в
первую очередь включенными крупнейшие представители испанского реализма XVII
века: Всласкес, Сурбаран, Рибера и один из самых ярких мастеров нового времени
— Гойя.
Более ранние художественные эпохи, которые обычно
рассматривались в трудах, посвященных истории испанского искусства, не
становились в искусствоведении предметом специального исследования. Одной
причин является сложность и насыщенность художественного материала, изучение
которого зарубежными специалистами и по сей день не вышло целиком за рамки
эмпирического накопления фактов. Немалую роль играла и длительная самоизоляция
Испании от политической и культурной жизни современного мира.
Художественной жизни Испании присуща своеобразная,
обусловленная географическими, историческими и политическими факторами
мозаичная структура. Именно эта особенность затрудняет создание стройной,
строго упорядоченной картины развития испанского искусства в средние века и
эпоху Возрождения. Ее истоки следует искать прежде всего в региональной
разобщенности областей Пиренейского полуострова, представлявших собой в средние
века обособленные феодальные государства со сложившимися социальными и культурными
традициями. Вместе с тем редкая пестрота явлений, отсутствие стилевого единства
объясняются тем, что искусство Испании, запаздывая в своем развитии, осваивало
этапы, последовательно пройденные другими странами, как бы в ускоренном темпе,
что приводило к уплотнению исторического процесса, к совмещению различных
стадий, к слиянию черт архаизма и новых завоеваний. Подобный тип эволюции
отличает всю испанскую культуру XVI века[1].
Можно сказать, что только в XVII столетии основные
этапы становления, расцвета и упадка испанской живописи не только согласуются с
общей периодизацией искусства данного времени, но в большей степени, чем
раньше, формируются в русле общих художественных закономерностей эпохи.
Здание испанской культуры, которое воздвигалось на
сложнейшем субстрате, вместило в себя традиции разных народов, сменявших друг
друга на древней иберийской земле. Судьбы этой культуры складывались иначе, чем
в других странах Европы.
Богатое средневековое искусство, причудливо смешавшее
традиции Запада и Востока, не отлилось в такие целостные формы, как, например,
готика Франции и Германии. Испания не знала в искусстве столь мощного
ренессансного движения, которое было пережито Италией, Нидерландами и
Германией. До сих пор сложнейшей научной проблемой остается объяснение
небывалого расцвета испанского искусства в XVII веке, в крайне неблагоприятных
условиях упадка государства и всеобщего разорения.
Исследование исторически обусловленных проблем и
противоречий культуры Испании на протяжении каждого из этапов — будь то средневековье, Ренессанс или XVII век — является насущной задачей современной
науки. Между тем ни одна европейская страна не окружена столь плотным ореолом
стереотипных представлений, как Испания. Это касается не только облика страны,
но в значительной мере ее истории, культуры, искусства, особенно отдаленных
эпох. Так, испанское средневековье, якобы озаренное пылающими кострами
инквизиции, давно стало синонимом чего-то крайне зловещего,
фанатически-изуверского. Однако первое публичное аутодафе состоялось только 6
февраля 1481 года в Севилье, на пороге XVI века и на фоне эпохи Возрождения, и
этому мрачному акту в Испании предшествовали многовековое развитие
средневекового общества и народной культурной традиции.
Средневековое искусство Испании шло своим путем и
вместе с тем сближалось с искусством других стран Европы, обогащалось
художественным опытом Франции, Италии, Нидерландов. Развитие Испании в русле
относительно единой культурной общности западного средневековья, подкрепляемое
различными формами этой общности,— закономерное явление эпохи. Гораздо сложнее,
если взглянуть на развитие испанского искусства с позиций более широких
художественных связей, то, что Испания наряду с Португалией была единственной
страной Европы, где издавна существовало тесное взаимодействие традиций
искусства Запада и Востока.
Решающим событием в истории средневековой Испании
стало, как известно, завоевание основной части Пиренейского полуострова
отрядами арабских и берберских воинов в 711—714 годах. Следует сразу же оговорить,
что испанское название «мавры»
(moros) распространилось на всех мусульманских завоевателей, пришедших из
Северной Африки, как арабов, так и берберов. Доля участия этих народов в
сложении культурной общности отличалась на разных исторических этапах.
Под мавританским
искусством в целом подразумевается художественная деятельность арабского
Запада с выделением как бы двух фаз: в ранней преобладал арабо-испанский
элемент, ибо арабы были носителями доминирующей духовной культуры. В
последующей фазе, начиная с XII века, собственно мавританское искусство
возникло из сплава арабо-испанской и берберо-магрибинской традиций[2].
Крестьянство и жители кастильских городов-коммун,
вынесшие на своих плечах всю тяжесть освободительной борьбы, пользовались
правами и привилегиями, каких не знала остальная Европа. На освобожденных
землях Кастилии возникли вольные крестьянские общины, а города, бывши
[1]Альтамира-и-Кревеа Р. История средневековой Испании / Пер.
с испанского Е.А. Вадковской и О.М. Гармсен. - СПб.: Евразия, 2003. - С.
6.
[2] Ильина Т. В.История искусств. Западноевропейское
искусство.- М.: Высш. шк., 2000. – С.
48.