1480. Патриотизм в системе ценностей курсантов ВВУЗов (социологический анализ на примере курсантов ВВУЗов)
Диплом |
23.06.2010, 11:58
Стоимость 3500. Год 2010.
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические методологические подходы к анализу процесса исследования патриотизма 7 1.1. Терминологическая база исследования 7 1.2. Патриотическое воспитание в системе ценностей 25 1.3. Методика исследования 33 1.4. Значение патриотизма для курсантов ВВУЗов 41 Вывод по главе 1. 47 Глава 2. Анализ патриотизма в системе ценностей курсантов ВВУЗов и пути его совершенствования 48 2.1. Теоретический подход к анализу процесса исследования патриотизма 48 2.2. Критерии оценки патриотизма в системе ценностей 49 2.3. Пути оптимизации процесса формирования патриотизма 69 Вывод по главе 2. 78 Заключение 80 Литература 83 Приложение 88
Одним из важных слагаемых морально-политического
потенциала общества и высокой боеспособности его Вооруженных Сил является
патриотизм. На основе педагогических, исторических и литературных источников
нами проанализированы существующие подходы к понятию «патриотизм» и сделаны
выводы, что патриотизм нельзя отнести исключительно к нравственным,
политическим или иным ценностям. Являясь отражением единства как
материально-практической, так и духовной сторон общественной жизни, патриотизм
концентрирует в себе многие качества, жизненно важные для функционирования
общества. По своему социально-нравственному содержанию патриотизм объективно
призван способствовать единению людей, сплочению их в рамках исторически
определенных Отечеств. Как моральное явление, имеющее четко выраженный индивидуально-психологический
механизм, патриотизм предстает сугубо личностным образованием. В этом случае он
представляет собой глубоко осознанное личностью чувство сопричастности с
судьбой Родины, органической связи с Отечеством. Только благодаря патриотизму
сохраняются и передаются трудовые, военные и иные традиции, осуществляется
связь и преемственность поколений. Следовательно, патриотизм − это определенный
ценностно-нравственный способ освоения мира, социальной действительности. В
нравственном сознании патриотизм существует и как принцип, и как категория
этики. В этической мысли связь с патриотизмом обнаруживают категории
«народность», «национальная специфика» и т.д.[1]
Патриотизм – это: социальное чувство (любовь к
Отечеству и верность Отечеству); патриотическая идеология (выражение интересов
своего народа, не во всем совпадающих, а порой противоречащих интересам других
этносов); духовная ценность (одна из базовых ценностей общегосударственного
уровня, реализующая готовность к выполнению конституционных обязанностей); итог
этнической самоидентификации (не обязательно по принципу тождества расы или
национальности); морально-нравственные установки и убеждения; вектор
практического поведения, предполагающий наличие личной готовности к
практическим патриотическим действиям. Для военных кадров патриотизм, кроме
вышеуказанного, является: а) фактором выбора военной профессии; б) критерием
профессиональной пригодности; в) профессионально обязательным качеством; г)
социальной ответственностью по защите интересов Родины и населяющих ее народов[2].
Понятно, что, играя существенную роль в жизни людей,
обществ и государств, патриотизм был и остается предметом исследования. За
истекшие три столетия сложилось несколько основных подходов к его исследованию[3].
Первый, получивший наибольшее распространение в
научно-исследовательской литературе и публицистике, можно назвать возвышенно
- деятельностным. В соответствие с ним патриотизм трактуется как
возвышенное чувство любви к Родине, Отечеству, как сугубо позитивное
эмоциональное отражение, проявление в абстрактной форме любви к составляющим
понятия Родины. Сила патриотического чувства побуждает человека к активным
действиям на благо Родины.
Второй подход трактует патриотизм как общественное
явление
Содержание и характер данного явления в значительной
степени обусловливаются особенностями исторического развития общества,
государства и его правящей элиты.
Третий подход, сложившийся в 60-х — начале 80-х гг. XX
века, рассматривает патриотизм как явление общественного сознания, причем
с середины 80-х годов стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как
одного из явлений духовной жизни общества.
Четвертый подход— государственнический или
этатический — характеризуется рассмотрением государства как главного
объекта патриотизма. Наиболее полно ее разработал Г.Гегель, согласно которому
понимание патриотизма означает стремление к общим целям и интересам
государства, будь то интересы личности, группы людей или общества в целом.
Государство же выступает главным объектом высших чувств и помыслов личности и
выражается в чувстве гордости за державу.
Пятый подход — личностный. В нем
первостепенная роль отводится личности как высшей ценности. А проявления
патриотизма, по словам Г.Флоровского, представляют собой «культурное творчество
и национальное
[1] Левашов В.К. Патриотизм
в контексте современных социально-политических реалий // СОЦис. 2006. № 8. – С.
53.
[2] Левашов В.К. Патриотизм
в контексте современных социально-политических реалий // СОЦис. 2006. № 8 – С.
54.
[3] Патриотическое воспитание:
от теории к практике/ Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2004. – С. 100.