Введение
На современном этапе развития человечества без раздумий в «масштабе человечества» нельзя продуктивно анализировать ни одной локальной задачи на каком-либо уровне: континента, страны, региона, города и т.п.
Любые кризисы в экономике или политике преуспевающих или отстающих стран, глубинные или поверхностные по сути дела, есть проявление общего кризиса, сотрясающего сейчас человеческую цивилизацию. Политики и экономисты разных направлений все чаще приходят к выводу, что сейчас наступает всеобщий кризис современной мировой цивилизации, охвативший ее отношения с Природой, мировую экономику, политические отношения и культуру, и особенно самого человека.
Мир устремлен к новому глобальному порядку. Впереди развилка истории, ставящая человечество перед настоятельной необходимостью выбора дальнейшего пути. Поэтому, понятна та озабоченность, с которой футурологи заглядывают в даже в ближайшее будущее.
Именно поэтому все чаще речь заходит об обновлении стратегии управления развитием человечества. С этих позиций вырисовываются контуры новых цивилизаций.
Абсолютное большинство авторов, рассуждающих о новой эпохе, обеспокоено тем, что технико-экономическая компонента не только доминирует, но и составляет культурно-этическую составляющую. В этой связи ставится задача перехода от техногенной, в том числе информационной цивилизации к антропогенной цивилизации, где основной ценностью был бы человек.
1. Современная цивилизация и ее особенности. Кризис индустриальных основ современной цивилизации.
Особую роль в формировании общемировых тенденций играют научно-технические достижения. Достижения науки и техники, распространяясь пол всему миру. Вызывают к жизни определенные социальные последствия, приблизительно одинаковые во всех странах и регионах. Поэтому не случайно универсальная типология общественной организации в большинстве случаев строится с учетом того, на какой стадии освоения передовых научно-технических достижений находится цивилизация. Данный подход отчетливо представлен в нескольких теориях, получивших широкое распространение, это теория постиндустриального общества Д.Белла, концепция О.Тоффлера и теория модернизации. Согласно первой теории современная цивилизация находится на пути от индустриального к постиндустриальному типу общественной организации. Индустриальный тип основан на развитии промышленности, в частности, тяжелой индустрии, на которых расходуется значительная часть имеющихся в распоряжении общества энергии и ресурсов. Целью такого общества является развитие производства товаров народного потребления для обеспечения относительно невысокого уровня жизненных удобств и комфорта. Производство характеризуется преобладанием механизации над автоматизацией. Согласно Д.Беллу, основным принципом индустриального общества является состязание человека с уже освоенной природой. Постиндустриальный тип характеризуется тем, что главным звеном в системе общественного производства становится труд, направленный на получение, обработку и хранение информации. В силу широкого внедрения автоматизации в сферу материального производства в последней оказывается занятым значительно меньшая доля работоспособного населения, но возрастает доля занятых в сфере услуг. Кроме того, характерно целенаправленное усовершенствование техники на основе развития фундаментальных наук.
|