1632. Особенности проведения дополнительных мероприятий налогового контроля
Диплом |
01.07.2010, 17:08
Стоимость 3500. Год 2010.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 Глава 1. Сущность налогового контроля в РФ 5 1.1 Понятие налогового контроля в РФ 5 1.2 Нормативно-правовое регулирование налогового контроля 11 1.3 Дополнительные мероприятия налогового контроля и их классификация 14 Глава 2. Методика проведения экспертизы как основной формы мероприятий налогового контроля 20 2.1 Сущность и роль проведения налоговой экспертизы 20 2.2 Методика проведения налоговой экспертизы в РФ 30 2.3 Принятие решений по результатам экспертизы 35 Глава 3. Пути дальнейшего совершенствования механизма проведения дополнительных мероприятий налогового контроля 44 3.1 Несовершенствование проведения дополнительных мероприятий налогового контроля 44 3.2 Пути совершенствования механизма проведения дополнительных мероприятий налогового контроля 49 Заключение 55 Список использованной литературы 58
Государственный финансовый контроль является одной из функций
государственного управления финансовыми потоками, которая свойственная всем
органам власти и характеризуется общественным характером. Согласно нормам
Федерального закона «О Счетной палате РФ[1]» (ст.
6) при формировании Счетной палаты назначаются аудиторы, срок полномочий
которых составляет шесть лет, причем аудиторы назначаются по согласованию с
Государственной Думой, т.е. тем органом законодательной власти, который
формируется населением страны.
В течение уже длительного времени обсуждается возможность и
необходимость принятия Федерального закона «О государственном финансовом
контроле», который будет служить основой снятия коллизий в законодательном
обеспечении финансового контроля. В связи с этим Президент РФ в своем Указе «О
мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской
Федерации[2]»
отметил необходимость разработки проекта федерального закона о финансовом
контроле. Однако данное поручение оказалось невыполненным, а пункт
анализируемого указа, в котором отмечалась данная необходимость – признан
утратившим силу[3].
В то же время многие ученые отмечают, что данный законопроект мог и должен был
устранить те неопределенности, которые имеются в области правового
регулирования норм финансового контроля[4].
Отметим, что данного мнения придерживаются не все исследователи
проблем регулирования финансового контроля, часть из которых убеждена, что того
регулирования, которое обеспечено нормами Бюджетного кодекса, вполне достаточно
для разрешения основных проблем государственного финансового контроля[5].
Однако данное мнение представляется недостаточно обоснованным, так как
положения Бюджетного Кодекса, особенно в области регулирования финансового
контроля имеют множество недоработок. Также необходимо учитывать тот факт, что
к Бюджетному Кодексу часто принимаются изменения и дополнения, что усложняет возможности
анализа его положений в области контроля, а также приводит к появлению новых
вопросов и недоразумений.
Согласно норм действующего законодательства (Бюджетного кодекса)
бюджетный контроль и государственный финансовый контроль практически приравнены
между собой. Это не соответствует требованиям экономической сферы деятельности
органов контроля, так как интересы государства находятся не только в области
регулирования бюджетной деятельности, но и в области регулирования налогов,
таможенной сферы, банковской отрасли, которые также должны быть охвачены
полномочиями государственного финансового контроля. А на настоящий момент не
установлены ни цели, ни задачи, не определены понятия как государственного, так
и бюджетного контроля. Все это приводит к мысли о необходимости регулирования
данной сферы деятельности специальным нормативно-правовым актом, принятом на
уровне Федерального закона.
Анализ действующего законодательства в области финансового контроля
показывает, что в настоящее время недостаточно урегулированы (или полностью
отсутствует регулирование) по следующим вопросам:
1.отсутствует законодательно закрепленное
определение понятий «финансовый контроль», «надзор», «ревизия», «комплексная
ревизия», «проверка» и другие понятия финансового контроля, не определены
основные формы и виды финансового контроля, а также принципы его осуществления;
2.недостаточно четко определена иерархия
органов финансового контроля, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также
основные принципы их взаимодействия в процессе осуществления финансового
контроля.
Отсутствие единого нормативно-правового акта, объединяющего все
положения в области финансового контроля, вызывает множество негативных
последствий, к которым относятся: дублирование полномочий, несоответствия в
системе финансового контроля как по горизонтали, так и по вертикали уровней
власти[6].
Так, в соответствии с положениями Федерального закона «О счетной
палате РФ», к ее задачам относятся организация и осуществление контроля за
своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому
назначению, определение эффективности и целесообразности расходов
государственных средств и использования федеральной собственности. Дублирование
этих полномочий осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного
надзора, действующей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15
июня 2004 года №278[7],
которым было утверждено соответствующее Положение. К функциям данной службы
относится контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета,
средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей,
находящихся в федеральной собственности. Таким образом, происходит двойной
контроль со стороны различных органов государственного финансового контроля,
что приводит к снижению эффективности контрольных мероприятий, росту затрат на
их осуществление.
Отметим также, что в
современной научной литературе рассматривается необходимость создания
специального высшего органа государственного
[1]Федеральный
закон от 11 января 1995 г. (с изм. от 21 июля 2007 г.) "О Счетной палате
Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации.
1995. N 3. Ст. 167; 2007. N 30. Ст. 3804.
[2]Указ
Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. (с изм. от 18 июля 2001 г.)
"О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской
Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 31.
Ст. 3696; 2001. N 30. Ст. 3156.
[3]Указ
Президента РФ от 18 июля 2001 г. "О признании утратившим силу пункта 5
Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах
по обеспечению государственного финансового контроля" // Собрание
законодательства Российской Федерации. 2001. N 30. Ст. 3156.
[4] Конюхова
Т.В. К вопросу о концепции проекта Федерального закона «О финансовом контроле»
// Журнал российского права, 2006, №6. – С. 16.
[5]Овсянников
Л.Н. Экономическая необходимость закона о государственном финансовом контроле
// Финансы. 2007. N 6. С. 49.
[6]Зырянова
Т.В., Даниленко Н.И. Методологические и концептуальные подходы к созданию
единой системы государственного финансового контроля // Финансы и кредит. 2006.
N 12. С. 32.
[7]Постановление
Правительства РФ от 15 июня 2004 г. "Об утверждении Положения о
Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" // Собрание
законодательства Российской федерации. 2004. N 25. Ст. 2561.