Введение В настоящее время потребительская кооперация от стратегии выживания и стабилизации перешла к стратегии сбалансированного развития, устойчивого экономического роста. Потребительская кооперация - многоотраслевая система, осуществляющая торговую, производственную и заготовительную деятельность. Сохранение целостности системы, как социально значимой, предполагает межотраслевую интеграцию, возможность функционирования в рамках единого комплекса: заготовка - переработка - сбыт. Используя преимущества межотраслевой интеграции, потребительская кооперация в отдельных случаях допускает функционирование заведомо убыточных, но социально значимых предприятий. В этих условиях все большее внимание уделяется производственным предприятиям потребительской кооперации. В последнее десятилетие прошлого века, согласно общим тенденциям развития экономики страны, количество кооперативных промышленных предприятий сократилось почти вдвое, но 2 - 3 года назад произошел перелом. За 1999 г. их появилось почти 400 и общее количество составило 5395 предприятий. Особенно бурным был рост предприятий, выпускающих непродовольственные товары. За 1999 г. их число увеличилось на треть, в то время как число предприятий пищевой промышленности возросло только на 6,5%. В 2000 г. количество промышленных предприятий сократилось до 5241, хотя во многих потребсоюзах отмечено их увеличение. Кроме того, на начало 2001 г. в системе имелось свыше 11 тысяч производственных цехов в основном по производству пищевых продуктов (более 10 тысяч цехов). За 2000 г. было введено 11 хлебопекарен общей мощностью 37,4 т/сутки, 8 кондитерских цехов мощностью 2,6 т/смену, по 6 консервных цехов и по производству безалкогольных напитков и другие. Народнохозяйственное значение кооперативной промышленности нельзя оценивать только по ее доле в объемах производства. Во-первых, потребительская кооперация охватывает много отраслей, и роль любой отрасли усиливается от взаимодействия друг с другом, во-вторых, функционируя в сельской местности, кооперация является частью агропромышленного комплекса, его инфраструктурой. Поэтому значение кооперативной промышленности обусловлено и тем, что ее деятельность способствует росту объемов сельскохозяйственного производства, повышению качества и уменьшению потерь сельскохозяйственной продукции при доведении до потребителя, максимальному освоению ресурсов сельскохозяйственной продукции. 1. Создание и организация кооператива КООПЕРАТИВ (от лат. cooperatio - сотрудничество) предприятие, организация, созданные путем добровольного объединения лиц на паевой основе для осуществления предпринимательской деятельности. Кооперативы являются юридическими лицами и функционируют на началах самофинансирования и самоуправления. Потребительские кооперативы в виде потребительских обществ специализируются на торговле, заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, бытовом обслуживании населения, дачном и гаражном строительстве. Обычно они действуют в сельской местности и входят в систему потребительской кооперации. Производственные кооперативы заняты производством продукции, выполнением работ, оказанием платных услуг предприятиям, организациям, гражданам. Трудовая деятельность в производственном кооперативе строится на основе личного трудового участия его членов. Жилищные кооперативы создаются с целью строительства и эксплуатации жилых домов. При отсутствии удовлетворительной законодательной базы, незнакомстве с теорией и практикой функционирования кооперативных форм экономической деятельности, ограниченности финансовых ресурсов, необходимости решения непривычных для нашей практики вопросов, большой специфике местных условий создание кредитного кооператива требует значительного времени и предполагает ряд последовательных этапов деятельности в реализации конечной цели. Конкретной работе непосредственно по созданию кооператива должен предшествовать экономический анализ с целью выявления имеющихся для этого предпосылок как в отношении территориальной концентрации фермерских хозяйств и других рыночно ориентированных структур, заинтересованных в организации самодеятельных кредитных учреждений, так и их готовности к этой деятельности. При этом обязательным условием целесообразности создания кредитного кооператива (как и вообще осуществления любого кооперативного проекта такого рода) является инициатива и заинтересованность «снизу». При попытках насаждения кооперативов «сверху» и тем более оказания какого-то нажима любого вида, эта деятельность заранее обречена на провал. Поэтому плодотворная конкретная работа по созданию кооператива может начаться только при наличии лидера, вокруг которого эта заинтересованность концентрируется и который может возглавить организационную работу.
|