Введение Лао-Цзы сказал… "Почему народ несчастен? Потому что правительство собирает много налогов." Заплатить налог значит отдать свои кровно заработанные деньги и отдать неизвестно кому. Какие бы логические схемы не оправдывали этот акт, подсознательно это воспринимается как потеря. В человеческой природе не заложено ничего, что заставляло бы вот так просто взять и отдать свое. Тем более деньги. Тем более через год после того, как они заработаны или потрачены. Логика, как всегда, скользит по поверхности, объясняет всё и вся кому угодно - но решения принимаются подспудно и глубже, чем логика может достать. Хотеть логикой на заставишь Поэтому логика агитации за уплату налогов неизбежно скатывается к угрозам. То есть неявно признается, что лучше упирать на иррациональный страх, чем на рациональные схемы. Несмотря на длительную историю функционирования налогов как научного понятия и многочисленных дискуссий, предмет исследования: сущность, природа, структура, особенность, место налогов в системе расширенного воспроизводства и т.п. в отличие от других стоимостных категорий, в системе производственных отношений полностью не раскрыто или не определено. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. 1. Социальная сущность налогообложения В современный период глубоких и динамичных трансформаций, которые переживает Россия во всех сферах политики, экономики и общественной жизни, рассмотрение особенностей формирования налоговой системы приобретает особую актуальность. Изменение правовых и бюджетных отношений между различными уровнями законодательной и исполнительной власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую требуют проведения адекватной налоговой политики и построения эффективного, справедливого и стабильного налогообложения. Становление и развитие рыночного хозяйства, основанного на частной собственности, сопровождается расширением предпринимательской деятельности, созданием предприятий малого бизнеса, активизацией различных финансово-кредитных институтов, что способствует увеличению числа реальных налогоплательщиков. Нормативная и законодательная база налоговой системы на современном этапе сложна и запутана, кроме того, документы подвергаются многочисленным ежеквартальным изменениям, причем многие из них вводятся «задним числом». Необходимость научного осмысления социально-экономического аспекта налогообложения предприятий обусловлена глубокими изменениями в политической, социально-экономической жизни России. Таким образом, у российских социологов и экономистов растет интерес к исследованию процессов, происходящих в социальной и экономической жизни, в частности, к проблемам государственного регулирования малого бизнеса механизмами налогообложения. Экономическая наука на протяжении длительного времени занимается изучением налогов — одного из основных рычагов государственного управления. Проблемы налогообложения всегда интересовали ученые умы: Б. Франклин (1706), Вобан (1707), Монтескье (1748), позднее П. Прудон, А. Смит, Д. Рикардо, М. Алексеенко, Н. Тургенев, Д. Миль и другие, которые рассматривали и анализировали природу налога, принципы налогообложения, распределения налогового бремени. Были обоснованы теории единого налога, где прозвучала идея справедливости в налогообложении (практика XX века доказала несостоятельность и неосуществимость теорий единого налога, но тем не менее проводились исследования, связанные с поисками справедливых способов налогообложения).
|