ВВЕДЕНИЕ В настоящее время потребительская кооперация от стратегии выживания и стабилизации перешла к стратегии сбалансированного развития, устойчивого экономического роста. Упрочению позиций потребительской кооперации на рынке будет способствовать сохранение всех основных хозяйственных отраслей (оптовой и розничной торговли, общественного питания, закупок, производства, строительства, транспорта, сельского хозяйства), а также расширение сфер деятельности (банки и страховые компании, оптовые продовольственные рынки, бригады по ремонту и расчистке дорог, подсобные сельские хозяйства, парикмахерские, фотографии, мастерские по ремонту обуви, ритуальные услуги, мельничное производство, крупорушки, гостиничное хозяйство и туристическая деятельность, торговля медикаментами и т.д.). Для этого потребительская кооперация России имеет потенциальные возможности и конкурентные преимущества, которые необходимо эффективно использовать. Потребительская кооперация - многоотраслевая система, осуществляющая торговую, производственную и заготовительную деятельность. Сохранение целостности системы, как социально значимой, предполагает межотраслевую интеграцию, возможность функционирования в рамках единого комплекса: заготовка - переработка - сбыт. Используя преимущества межотраслевой интеграции, потребительская кооперация в отдельных случаях допускает функционирование заведомо убыточных, но социально значимых предприятий. В этих условиях все большее внимание уделяется производственным предприятиям потребительской кооперации. В последнее десятилетие прошлого века, согласно общим тенденциям развития экономики страны, количество кооперативных промышленных предприятий сократилось почти вдвое, но 2 - 3 года назад произошел перелом. За 1999 г. их появилось почти 400 и общее количество составило 5395 предприятий. Особенно бурным был рост предприятий, выпускающих непродовольственные товары. За 1999 г. их число увеличилось на треть, в то время как число предприятий пищевой промышленности возросло только на 6,5%. В 2000 г. количество промышленных предприятий сократилось до 5241, хотя во многих потребсоюзах отмечено их увеличение. Кроме того, на начало 2001 г. в системе имелось свыше 11 тысяч производственных цехов в основном по производству пищевых продуктов (более 10 тысяч цехов). За 2000 г. было введено 11 хлебопекарен общей мощностью 37,4 т/сутки, 8 кондитерских цехов мощностью 2,6 т/смену, по 6 консервных цехов и по производству безалкогольных напитков и другие ( ,с. 19). Роль кооперативной промышленности для экономики страны в целом, для системы потребительской кооперации и сельского населения неоднозначна. Если судить о доле кооперативной промышленности в объемах производства соответствующих видов продукции в стране, то она невелика и колеблется от 0,2% кондитерских изделий до 12% хлеба и хлебобулочных изделий. Причем за последнее десятилетие потребительская кооперация потеряла значительную часть рынка соответствующих товаров, так как в 1990 г. на ее долю приходилось от 4,6% до 28,6% по вышеназванным позициям. Но народнохозяйственное значение кооперативной промышленности нельзя оценивать только по ее доле в объемах производства. Во-первых, потребительская кооперация охватывает много отраслей, и роль любой отрасли усиливается от взаимодействия друг с другом, во-вторых, функционируя в сельской местности, кооперация является частью агропромышленного комплекса, его инфраструктурой. Поэтому значение кооперативной промышленности обусловлено и тем, что ее деятельность способствует росту объемов сельскохозяйственного производства, повышению качества и уменьшению потерь сельскохозяйственной продукции при доведении до потребителя, максимальному освоению ресурсов сельскохозяйственной продукции. Целью данной курсовой работы является исследование обоснование роли производственных предприятий потребительской кооперации. Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи: - рассмотрение производства как важной сферы многоотраслевой экономики потребительской кооперации; - отражение краткой характеристики предприятия; - проведение анализа производственной деятельности предприятия; - разработка направлений развития деятельности предприятия на рынке потребительских товаров. Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью производственный кооператив «Кооператор». Курсовая работа выполнена с использованием законодательных и нормативных актов, учебных пособий и монографий отечественных и зарубежных авторов, публикаций в периодической печати, данных бухгалтерской и статистической отчетности предприятия. Курсовая работа содержит введение, четыре главы, заключение, список литературы, приложения.
|