Введение Римская империя как единое государство существовала с 31 г. до н. э. по 395 г. н. э. В истории человечества не было государства, где сочетались бы факторы широкого территориального охвата и длительного существования. Даже в наши дни вся область распространения римского господства — от Шотландии до Дуная и от Рейна до северной Африки — изобилует памятниками эпохи римской империи: храмами, дорогами, общественными зданиями, оборонительными сооружениями. К началу нашей эры под властью Рима находились огромные территории, в том числе и все земли, прилегающие к Средиземному морю. Под властью Рима оказались страны с древней и развитой культурой. Все это культурное разнообразие, угрожающее самой римской идентичности (можно упомянуть, к примеру, многостороннее влияние культуры Греции, так волновавшее римских моралистов), должно было быть преодолено и объединено неким высшим принципом. Таким принципом стала власть, высший носитель которой, император, обожествлялся и являлся объектом поклонения на всей территории империи. Однако власть была лишь проводником более высокой ценности — закона и права, которые должны быть привнесены в жизнь покоренного народа римским завоеванием. Вряд ли будет преувеличением сказать, что вся система римского права развилась как ответ на «культурную полифонию» включенных в империю народов. Кроме того, Рим всегда уделял большое внимание зримым и осязаемым признакам своего господства, прежде всего в форме архитектуры. Имея подобные составляющие государственного единства, Рим мог спокойно открыться культурному влиянию покоренных им народов. В первую очередь это относится к Греции, влияние которой на Рим началось задолго до установления империи. Греческий язык был языком культурной элиты (его статус был подобен статусу французского языка в русской культуре 19 века), греческая эпическая поэзия и греческий театр (правда, главным образом, комический), греческие архитектурные ордера и скульптура были примерами для подражания. К греческой философской мысли римляне подошли избирательно. Хотя они и сохранили для потомства корпус аристотелевских сочинений, захваченный Суллой в Александрии в 86 г. до н. э., вопросы устройства мира их волновали значительно меньше, чем вопросы морали и личного долга (трактаты Сенеки, Эпиктета и др.). Влияние на римскую культуру стран Востока было представлено главным образом распространившимися уже в Ранней империи восточными культами: египетскими Сераписом и Исидой, фригийской Великой Матерью и др. Все заимствования, однако, накладывались на субстрат собственно римской культуры. Вместе с тем римская культура периода империи имела свой собственный стержень, а именно — идею направленного исторического процесса и идею государства как олицетворения разумного начала, правящего миром. Подобные идеи содержатся в римской эпической поэзии («Энеида» Вергилия), в исторических сочинениях Тита Ливия, Тацита, Светония и др. и в «Географии» Страбона. Как сама римская империя, ставшая для потомков образцом государственного устройства, так и рожденные ею идеи прогресса, политического устройства, сочетающего власть одного и участие во власти всех, вдохновляли людей во все исторические эпохи, включая современную. 1. Римская империя: периодизация и памятники Весь период римской империи может быть разделен на период Юлиев-Клавдиев и Флавиев (ранняя империя, 31 г. до н. э. — 96 г. н. э.), империю Антонинов-Северов (расцвет империи, 96 г. до н. э. — 284 г. н .э.) и на империю периода домината (позднюю империю, 284 г. н. э. — 395 г. н. э.). Ранняя империя (эпоха Юлиев-Клавдиев, Флавиев) Становление культуры ранней Римской империи было одновременно и формированием имперской идеологии, подчеркивающей величие и вечность Рима, а также его историческую миссию в отношении народов мира. Эта идея наиболее полно отразилась в «Энеиде» Вергилия, «Истории Рима от основания Города» Тита Ливия и бурно развивавшейся римской архитектуре (среди памятников того времени — акведук Клавдия, Колизей, Базилика Юлия, Форум Августа).
|