1.1 Понятие бизнес-плана и его роль в
деятельности предприятия
В рыночных условиях
каждое предприятие (фирма, корпорация, компания, завод, фабрика) представляет
собой открытую социально-техническую систему, связанную определенными
отношениями с внешней средой.
В условиях рынка
предприятие должно своевременно определять предстоящие научно-технические,
организационно-экономические, социально-политические и другие виды воздействия
внешней среды (как положительные, так и отрицательные) и принимать соответствующие
плановые решения. Это в значительной мере меняет отношение к системе управления
предприятием, так как организационные схемы управления должны учитывать не
только характер стратегий, тип структур, процедур планирования и контроля, но и
стиль руководства, квалификацию работников, их поведение, реакцию на
нововведения.
Таким образом, для
успешного функционирования каждое предприятие должно одновременно выполнять две
основные функции: обеспечивать платежеспособность фирмы за счет эффективной текущей
деятельности и повышать потенциал предприятия за счет обновления технологии,
производственных мощностей, продукции (услуг), т.е. развивать предприятие[1].
Для одновременного выполнения указанных функций
необходимо соблюдать баланс выделяемых ресурсов, так как, например, чрезмерная
активизация развития предприятия (большая номенклатура обновляемой продукции,
частая смена технологий, радикальные инновации и т. п.) требует больших
инвестиционных затрат и текущая деятельность не в состоянии обеспечить необходимую
платежеспособность в краткосрочном периоде. В результате растут долговые
обязательства (как краткосрочные, так и долгосрочные), нарушаются разумные
пропорции между собственными средствами (капиталом) и долговыми
обязательствами, и фирма попадает в кризисную ситуацию (или банкротство).
В противном случае, когда обеспечивается только
текущая деятельность и не уделяется внимания развитию, фирма может успешно
функционировать в краткосрочном периоде, а затем теряется
конкурентоспособность, уменьшаются объемы продаж и доля рынка, и фирма резко
снижает свою финансовую устойчивость и движется к банкротству.
Таким образом, для успешного выполнения функций
текущей деятельности и развития фирмы необходимо осуществлять эффективное
планирование всех видов деятельности предприятия.
Делая первые шаги в бизнесе или реализуя новый
бизнес-проект предприниматели сталкиваются, во-первых, с нехваткой финансовых
средств, во-вторых — с множеством обстоятельств, которые могут увести предприятие в сторону от выбранного долговременного
курса. Поэтому необходимо предварительно изложить цели, оценки и прогнозы
такого курса на бумаге. Это не значит, что все намеченное будет непременно
выполнено: цели и прогнозы будут корректироваться по мере поступления
дополнительной информации и приобретения практического опыта[2].
Таким образом, существуют две важнейшие причины для
подготовки бизнес-плана:
1) убедить посторонних инвесторов в целесообразности
вкладывания денег в бизнес или предоставления кредита;
2) сохранять избранный курс и не позволить
случайным обстоятельством отклонить фирму от него.
Основная цель бизнес-плана — достижение
разумного и выполнимого компромисса между тем, что фирма хочет и что может
делать.
В общем случае бизнес-план должен ответить на 3
ключевых вопроса:
– где сейчас находимся (текущее положение фирмы)?
Этап «познай себя»;
|