ВВЕДЕНИЕ Налоги и налоговая система являются источниками бюджетных поступлений и важнейшими структурными элементами рыночного типа. Одно из направлений выхода из экономического кризиса – формирование рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность, и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику. Такая налоговая система является одним из условий осуществления полноценных преобразований экономики России. Взаимоотношения предприятия с бюджетом в основном ограничиваются взаимодействием через налоговую систему. Хотя существуют и другие формы взаимодействия. Налоги составляют основную долю госбюджета стран с рыночной экономикой, поскольку они устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития общества и государства. Их доля в валовом национальном продукте в 90-х гг. колеблется от 30% до 61%. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения соответствующих функций: социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и т.д. Федеративный характер Российского государства, включающего 89 национально-государственных и административно-территориальных образований, существенные различия в социально-экономическом развитии субъектов Федерации, демографической ситуации и экологической обстановке объективно требуют учета этих особенностей в финансово-бюджетном механизме. Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РВ в социально-экономических вопросах должно сопровождаться укреплением финансовой базы регионов. Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы страны обеспечиваются посредством налоговой политики. 1. Понятие налогов и налогообложения. В соответствии с налоговым кодексом РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. Основными признаками налога являются: 1) Отчуждение принадлежащей налогоплательщику собственности; 2) Односторонний характер его установления; 3) Принудительный характер его взимания; 4) Индивидуально-безвозмездный платеж; 5) Безвозвратность его взыскания. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физический лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). При уплате сборов всегда присутствует специальная цель, специальный интерес, существует некая возмездность, за счет сборов покрываются издержки взимающего его учреждения. Понятие налоговой системы. В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, иногда существенно отличающихся друг от друга. Свое особое "национальное лицо" имеют налоговые системы США, Японии, Франции, Германии, Швеции, Великобритании. Во многом это связано с традициями, накладывающими отпечаток на количественные и качественные характеристики, а также с конкретной социально-экономической ситуацией и соответственно с теми задачами, которые решает налоговая система в тот или иной период времени. Тем не менее налоговые системы объединяют общие
|