План: Введение. I. Евразийское движение. 1. Истоки евразийского движения. 2. Общая характеристика движения. II. Евразийская концепция культуры. 1. Культура России как геополитическая данность и синтез двух начал — Востока и Запада. 2. Культура и православие. 3. Культура и государство. III. Значение и влияние культурологических идей евразийства. 1. Критика евразийства культурологами русского зарубежья. 2. Причины крушения идей евразийства. 3. Судьбы евразийства. Заключение. Библиография
Введение.
Во все времена российское общество интересовала роль
России и ее культуры в мировом аспекте. Интерес этот всегда обострялся в
кризисные периоды российского государства. Вопрос этот продолжает волновать нас
и сегодня. Чтобы понять, что происходит с нами сейчас, мы вглядываемся в
прошлое, оценивая «интеллектуальный багаж» наших предшественников.
В данной работе мы обращаемся к наследию евразийцев —
социальному течению, возникшему в 20-х годах прошлого столетия. Евразийцам
принадлежит оригинальная концепция будущего России. Будущее Росси — это будущее
Евразии. Все прошлое России — социальный кризис, война, революции — все это
порождение европеизма, результат отклонения от изначально начертанного евразийского пути развития. Согласно
идее евразийцев есть только один выход — возвращение на путь истинный, «исход к
Востоку».Идея евразийства по своим масштабам носит поистине вселенский
характер, является наиболее теоретически разработанной «русской идеей», новым пониманием России в истории
человечества.Концепция синтеза национальных
культур представляет собой своеобразную глобальную схему преодоления
кризисных процессов современной цивилизации путем соединения западных и
восточных элементов культуры, их гармонического сочетания.
Культурологическая концепция евразийцев сегодня переживает
свое второе рождение: о ней заговорили на семинарах, конференциях, «круглых столах»,
появились серьезные исследования, вводящие евразийские идеи в систему
современного знания.Конечно, нельзя считать евразийство неким универсальным
учением, дающим ответы на все вопросы жизни. Но даже если в какой-то степени
согласиться с Г.Флоровским, что в евразийстве преобладает «правда вопросов» над
«правдой ответов», то и в этом случае остается удивляться, насколько верно и
точно эти вопросы поставлены. Именно это позволяет надеяться, что значение
евразийства как живой национальной идеологии в будущем будет все больше
возрастать.
I. Евразийское движение.
1. Истоки
евразийства.
Одно из популярных и расхожих мнений состоит в том,
что для русской культуры и мысли точкой отсчета и системой ориентации всегда
был Запад. Однако, изначальная ориентированность русской культуры — восточная.
Восточная ориентация была присуща не только русской культуре, но и русской истории,
вся внутренняя логика которой, включая прямое устремление народа к колонизации
азиатских земель, была нацелена на взаимодействие с многообразным миром
Востока. Это отразил первоначально имевший другое значение родовой знак
Палеологов — Двуглавый Орел, по таинственной воле ставший государственным
гербом Российской Империи. Одной его составляющей является глава, обращающая
свой взор в правую восточную сторону.
Отдельные и, вопреки распространенному мнению, далеко
не худшие периоды истории эта «правая восточная» составляющая национальной
жизни преобладала над «левой западной». Вместе с тем, помимо восточноцентризма,
для российской истории и культуры был характерен евразийский центризм —
осознание особенности и уникальности своей срединной позиции между Европой и
Азией, Западом и Востоком.
Различные направление русской мысли с разных сторон и
как бы по отдельности освещали эту двуединую специфику отечественного
исторического и духовного бытия.
Но одной школе — евразийству — удалось свести
рассмотрение двух сторон национальной традиции (ориентацию на Восток и сознание
уникальности своего срединного между Востоком и Западом бытия) воедино.
Идеи, близкие по духу к евразийству присутствовали в
трудах русских мыслителей уже в XIX веке. В конце XIX — начале XX века возникает целый ряд протоевразийских теорий,
порождающих своеобразное «мироощущение» и «умонастроение» представителей
русской интеллигенции.