Глава 1. Теоретические основы управления
развитием производства
Стратегия представляет собой
обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей.
Значение выработки стратегии,
позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе,
чрезвычайно велико. В условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуации
на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии
дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию. В прошлом многие фирмы
могли успешно функционировать, ежедневно решая внутренние проблемы, связанные с
повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В
настоящее время исключительно важна стратегия, обеспечивающая адаптацию фирмы к
быстроменяющейся окружающей среде.
Например, стратегия японских фирм
характеризуется следующим:
• ориентацией на постоянные изменения
как во внешней среде, так и внутри фирмы;
• ориентацией на место в этой среде;
• отсутствием детерминированного
курса;
• учетом и использованием всех
возможностей для выживания и усилением своей роли в изменяющемся мире не только
в текущий момент, но и на длительную перспективу;
• выделением в качестве основного
фактора - интеллектуальный потенциал работников фирмы и постоянно развивающиеся
технологии.
При данной стратегии, отличающейся
гибкостью, способностью к адаптации, стремлением быть на гребне изменений,
объективно сказывается потребность в умении отвоевывать свое место на рынке.
Единой стратегии не существует.
Каждая фирма уникальна, поэтому и процесс выработки стратегии специфичен, так
как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала,
поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых
услуг, состояния экономики и др. В то же время есть основополагающие моменты,
позволяющие выделить некоторые обобщенные принципы выработки стратегии бизнеса.
Выбор стратегии бизнеса осуществляет
руководство фирмы на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее
состояние и состояние портфеля продукции.
Из ключевых факторов прежде всего
исследуются сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы, являющиеся
зачастую решающими при выборе стратегии. Необходимо стремиться к максимальному
использованию имеющихся возможностей. При этом важно искать пути развертывания
бизнеса в новых отраслях, обладающих потенциальными задатками для роста.
Существенно влияют на выбор стратегии
финансовые возможности фирмы. Такие шаги в поведении фирмы, как выход на неисследованные
рынки, разработка нового продукта или переход в новую отрасль, требуют
значительных финансовых затрат. Поэтому фирмы, имеющие большие финансовые
ресурсы либо обладающие легким доступом к ним, находятся в гораздо лучшем
положении для выбора вариантов стратегии.
Квалификация работников, так же как и
финансовые ресурсы, играет значительную роль при выборе стратегии фирмы.
Углубление и расширение квалификационного потенциала работников - важнейшее
условие, обеспечивающее возможность перехода к новым производствам либо
качественному технологическому обновлению существующего.
Большое влияние на выбор стратегии
фирмы оказывает степень зависимости от внешней среды. Бывают такие ситуации,
когда фирма настолько зависит от поставщиков или покупателей, что не вольна
делать выбор стратегии исходя из возможного более полного использования своего
потенциала. В этом случае внешняя зависимость играет более значительную роль в
выборе стратегии фирмы, чем все остальные факторы.
|