ДОКЛАД
В современных, быстроменяющихся социально-политических и экономических условиях перед предприятием, действующим при рыночных отношениях, стоит задача обеспечения не только выживаемости, но и непрерывного развития, реализации своего потенциала в перспективе. Вопросы стратегического поведения хозяйствующих субъектов приобретают особое значение: конкурентоспособность и прибыльность производимой продукции во многом зависят от способности товаропроизводителей гибко реагировать на динамичное движение рынка, использовать его конъюнктуру и механизм цен, информационные технологии и коммуникации. Каждое предприятие, как субъект рынка, должно разрабатывать и реализовывать собственную стратегию, которая должна сочетать в себе запланированную и продуманную линию поведения, а также возможность реагирования на все планируемые новшества. Современное предприятие представляет собой открытую технико-экономико-социальную систему. Ее состояние и развитие находятся под сильным воздействием внешней среды, которой присущи неопределенность, динамизм и непредсказуемость, что обусловливает выработку соответствующей перспективной стратегии поведения организации. Поэтому проблема приспособления предприятий различных отраслей народного хозяйства к изменениям внешней среды приобретает особую значимость и актуальность. Потребность в стратегическом планировании вызвана самим процессом экономического развития и главной его целью — повышением эффективности производства. В этой ситуации особую актуальность приобретает анализ деятельности и разработка собственных стратегий развития, определения рыночных возможностей и конкурентных преимуществ, учета стратегических опасностей и угроз. Хорошо продуманное стратегическое видение, умение реагировать на изменение ситуации и активно проводить в жизнь разработанную стратегию обеспечивают товаропроизводителю достижение поставленных целей и успешное функционирование в будущем. Степень адекватности управленческих решений в области стратегического планирования развития предприятия требованиям рынка сегодня становится решающим фактором его успешного долгосрочного развития. В настоящее время перед исследуемым предприятием стоит основная задача: наиболее рационально построить свою деятельность и получить от нее максимальный экономический эффект. Неоценимую помощь в решении этой задачи может и должна оказать разработка стратегии развития, которая опирается на более низкие издержки, может привлечь покупателей относительной дешевизной своих товаров по сравнению с аналогичными изделиями других производителей. Выбор наиболее подходящей стратегии развития зависит от того, какими возможностями располагает данное предприятие. Для оценки функционирования предприятия необходим его анализ, который поможет установить и оценить состояние предприятия. Именно результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения состояния предприятия в конкретный период его деятельности. Выбор наиболее подходящей стратегии развития зависит от того, какими возможностями располагает современное предприятие. Для оценки функционирования предприятия необходим его анализ, который поможет установить и оценить состояние предприятия. Именно результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения состояния предприятия в конкретный период его деятельности. Любой экономический анализ является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений. Актуальность, научная и практическая значимость перечисленных проблем, их относительная неразработанность, а подчас и дискуссионный характер предопределили выбор темы исследования, его цель и задачи. Цель исследования состоит в разработке методических и прикладных рекомендаций в области стратегического планирования развития исследуемого предприятия на основе концепции управления в области маркетинга и менеджмента. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие основные задачи: - дать организационную, технико-экономическую характеристику исследуемого предприятия, - проанализировать состояние и проблемы развития предприятия в области маркетинговой и финансовой деятельности; - определить основные направления совершенствования концепции развития предприятия в современных условиях, - разработать стратегический план развития исследуемого предприятия на перспективу, - оценить социально-экономическую эффективность предложенных мер по развитию предприятия, - разработать пути совершенствования информационного обеспечения деятельности предприятия. Предметом исследования являются практические вопросы формирования и реализации стратегии развития предприятия в условиях усиления конкуренции. Объектом исследования служат процессы управления хозяйственной, финансовой и маркетинговой деятельностью предприятия ООО «Диана». Исследуемое открытое акционерное общество «Автоколонна 123» является одним из крупных автотранспортных предприятий, осуществляющий грузовые перевозки во многих регионах РФ и странах СНГ. Основными видами деятельности автоколонны №1312 являются: - оказание платных услуг организациям и населению, направленных на удовлетворение потребностей в перевозках грузов и пассажиров, а также организации безопасного и бесперебойного движения автотранспорта; - перевозка грузов, пассажиров и багажа по городским, пригородным, междугородним, межобластным, межреспубликанским и международным сообщениям; - осуществление деятельности по транспортно экспедиционному обслуживанию юридических и физических лиц на автомобильном транспорте; - осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств; - осуществление маркетинговых услуг, направленных на повышение сбалансированности спроса и предложения на товарном рынке; - выполнение обязанностей по мобилизационной подготовке и мобилизационному заданию в соответствии с действующим законодательством, заключенными договорами на выполнение мобилизационной подготовки и утвержденными мобилизационными планами; - осуществление деятельности по оптовой и розничной торговле запасными частями, топливом, металлоизделиями, лакокрасочными, строительными и другими материальными ценностями. Проведенный анализ внешней и внутренней среды функционирования деятельности ООО «Диана» за анализируемый период позволил сделать следующие выводы. В общем, в деятельности ООО «Диана» наблюдается тенденция роста выручки от продажи и сокращение себестоимости продукции и оказании услуг сторонним организациям (см.табл.1). Положительным моментом в деятельности ООО «Диана» является то, что наблюдается тенденция роста чистой прибыли. Отрицательным моментом является наличие у ООО «Диана» долгосрочных обязательств, что свидетельствует о несамостоятельности финансирования предприятия своих затрат. Но с другой стороны их наличие говорило бы лишь о том, что предприятие использует дополнительные средства вкладывая, например, в расширение. Тем не менее, за анализируемый период финансовая ситуация ООО «Диана» заметно стабильная. Важнейшим инструментом выработки стратегии направления развития предприятия является анализ его сильных и слабых внутренних сторон, с сочетанием, с оценкой возможных угроз внешней среды (ССВ) см. рис. 1. В целях совершенствования деятельности предприятия предлагается разработать и обосновать бизнес-план инвестиционного проекта модернизация ремонтного производства с целью работ на рынке сервисных услуг. Оказание нового вида услуги в ООО «ДИАНА» может стать одним из способов повышения эффективности деятельности предприятия на ближайшие годы. Разработка и внедрение новой услуги позволит предприятию получить дополнительную прибыль, а, соответственно, повысить рентабельность производства, расширить имеющиеся и завоевать новые рынки сбыта продукции. Но для достижения желаемых результатов первоначально потребуются капиталовложения на закупку нового оборудования и проведение строительно-монтажных работ на имеющихся площадях. Обоснованием экономической целесообразности, объемов и сроков капитальных вложений служит представленный далее инвестиционный проект. Развитие ремонтного производства исследуемого предприятия планируется совершить следующим образом - модернизация первого этажа – кузовной цех
|