ДОКЛАД
Актуальность темы исследования определяется тем, что инвестиционная деятельность является залогом успешного развития любого предприятия. Экономическая ситуация в России постепенно начинает стабилизироваться, что способствует активизации инвестиционных процессов в различных сферах хозяйства. Однако объемы инвестиций недостаточны для того, чтобы значительно ускорить темпы экономического развития предприятий Российской Федерации. Переломить ситуацию в лучшую сторону, возможно за счет совершенствования экономического механизма управления инвестициями, включая вопросы экономического анализа - оценки эффективности инвестиционных проектов. Следует учитывать то обстоятельство, что как потенциальному инвестору, так и собственникам предприятий необходимо располагать научно-методологическими разработками, которые позволяли бы достаточно точно оценить эффективность инвестиционных проектов и принять обоснованное управленческое решение по их реализации. Также актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время ситуация на рынке обслуживания автомобилей напрямую зависит от тенденций развития отечественного автопарка. За последние 10 лет он увеличился в 2,5 раза и в настоящее время состоит более чем из 30 млн. машин. Ежегодно этот показатель повышается на 8–8,5%. По данным Департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ, в России к 2008 г. будет насчитываться уже 54–55 млн. машин. В то же время на одну тысячу россиян приходится всего 170 автомобилей, что ниже уровня развитых стран почти в четыре раза. То есть российский автопарк в ближайшее время ожидает только рост, причем достаточно активный, следовательно, в отношении ремонтного производства автомобилей сложилась благоприятная конъюнктура — устойчивое и значительное увеличение числа потенциальных потребителей данных услуг. Что же касается самих автосервисов, то и их число неуклонно растет, причем преобладание сетей до сих пор не прослеживается. Структура рынка техобслуживания пока еще недостаточно четко выражена. Безусловно, на нем имеется определенная специализация Цель исследования состоит в определении экономического эффекта реализации проекта в ОАО «Автоколонна 123» на основе обобщения основных показателей оценки эффективности инвестиционного проекта. Достижение этой цели обуславливает постановку и решение следующих задач: - исследования понятия, сущности, источников инвестиций в реальные активы и их экономическое значение, - рассмотрения понятия и особенностей инвестиционного проекта, основные стадии и этапы его разработки, - изучения принципов и методов оценки эффективности инвестиционных проектов, анализа эффективности ИП в условиях инфляции и риска, - разработка бизнес-плана инвестиционного проекта модернизации ремонтного производства, - проведение оценки эффективности ИП путем расчета показателей эффективности инвестиционного проекта и оценки экономического эффекта инвестирования в проект. Объектом исследования являются отрасль автотранспорта, функционирующая в трансформационной экономике, и ее динамично меняющиеся количественные и качественные характеристики в современных условиях. Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе разработки бизнес-плана инвестиционного проекта модернизации ремонтного производства на действующем автотранспортном предприятии на современном этапе рыночных преобразований экономики России. Исследуемое открытое акционерное общество «Автоколонна 123» является одним из крупных автотранспортных предприятий, осуществляющий грузовые перевозки во многих регионах РФ и странах СНГ. Основными видами деятельности автоколонны №1312 являются: - оказание платных услуг организациям и населению, направленных на удовлетворение потребностей в перевозках грузов и пассажиров, а также организации безопасного и бесперебойного движения автотранспорта; - перевозка грузов, пассажиров и багажа по городским, пригородным, междугородним, межобластным, межреспубликанским и международным сообщениям; - осуществление деятельности по транспортно экспедиционному обслуживанию юридических и физических лиц на автомобильном транспорте; - осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств; - осуществление маркетинговых услуг, направленных на повышение сбалансированности спроса и предложения на товарном рынке; - выполнение обязанностей по мобилизационной подготовке и мобилизационному заданию в соответствии с действующим законодательством, заключенными договорами на выполнение мобилизационной подготовки и утвержденными мобилизационными планами; - осуществление деятельности по оптовой и розничной торговле запасными частями, топливом, металлоизделиями, лакокрасочными, строительными и другими материальными ценностями. Проведенный анализ внешней и внутренней среды функционирования деятельности ОАО «Автоколонна 123» за анализируемый период позволил сделать следующие выводы. В общем, в деятельности ОАО «Автоколонна 123» наблюдается тенденция роста выручки от продажи и сокращение себестоимости продукции и оказании услуг сторонним организациям (см.табл.1). Положительным моментом в деятельности ОАО «Автоколонна 123» является то, что наблюдается тенденция роста чистой прибыли. Отрицательным моментом является наличие у ОАО «Автоколонна 123» долгосрочных обязательств, что свидетельствует о несамостоятельности финансирования предприятия своих затрат. Но с другой стороны их наличие говорило бы лишь о том, что предприятие использует дополнительные средства вкладывая, например, в расширение. Тем не менее, за анализируемый период финансовая ситуация ОАО «Автоколонна 123» заметно нестабильная. Исходя из этого можно охарактеризовать ликвидность баланса ОАО «Автоколонна 123» за анализируемый период как недостаточную, причем за 2005-2007 гг. возрос платежный недостаток наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств. Хотя необходимо отметить, что перспективная ликвидность отражает некоторый платежный излишек. На основе оценки показателей ликвидности можно сделать вывод, что они не достигают своей нормативной величины, что является отрицательным моментом хозяйственной деятельности организации. Важнейшим инструментом выработки стратегии направления развития предприятия является анализ его сильных и слабых внутренних сторон, с сочетанием, с оценкой возможных угроз внешней среды (ССВ) см. рис. 1. В целях совершенствования деятельности предприятия предлагается разработать и обосновать бизнес-план инвестиционного проекта модернизация ремонтного производства с целью работ на рынке сервисных услуг. Оказание нового вида услуги в ОАО «АВТОКОЛОННА 123» может стать одним из способов повышения эффективности деятельности предприятия на ближайшие годы. Разработка и внедрение новой услуги позволит предприятию получить дополнительную прибыль, а, соответственно, повысить рентабельность производства, расширить имеющиеся и завоевать новые рынки сбыта продукции. Но для достижения желаемых результатов первоначально потребуются капиталовложения на закупку нового оборудования и проведение строительно-монтажных работ на имеющихся площадях. Обоснованием экономической целесообразности, объемов и сроков капитальных вложений служит представленный далее инвестиционный проект. Развитие ремонтного производства исследуемого предприятия планируется совершить следующим образом - модернизация первого этажа – кузовной цех и цех ремонтной окраски, второго этажа – слесарный участок (см. рис. 2). Оценка предстоящих затрат и результатов при определении эффективности инвестиционного проекта осуществлялась в пределах заданного расчетного периода – горизонта расчета. Горизонт расчета измеряется количеством шагов расчета и составляет 11 шагов с шагом расчета один год. Полная себестоимость по статьям затрат для каждого года эксплуатации проекта на протяжении всего горизонта планирования представлена в табл. 2. Расчет доходов проекта по интервалам планирования представлен в табл. 3. На рис. 3 дана динамика выручки от реализации за соответствующие периоды времени. График привлечения и возврата кредита по интервалам планирования представлен в табл.4. В таблице 5 дан график распределения инвестиционных затрат во времени. Показатели эффективности рассматриваемого проекта представлены в табл. 6. На основании исходных данных, характеризующих проект, построены прогнозные формы финансовой отчетности (табл.7-8): отчет о прибыли, балансовый отчет. При заложенном в расчетах уровне доходов и затрат проект необходимо признать как эффективный. Рассматриваемая инвестиционная идея характеризуется следующими показателями: Простой срок окупаемости полных инвестиционных затрат без учета времени строительства составляет 3,8 года. Дисконтированный срок окупаемости с учетом реальной ставки сравнения 10% годовых составляет около 6 лет от начала реализации проекта. В качестве ставки сравнения принята существующая на момент проведения оценки ставка рефинансирования ЦБ РФ, очищенная от инфляционной составляющей (поскольку оценка проекта производится в постоянных ценах, т.е. без учета влияния фактора инфляции на результаты проекта). Годовой объем чистой прибыли проекта оценивается на уровне 25-30 млн. руб. Чистая текущая стоимость проекта (NPV) при ставке сравнения 10% годовых и интервале планирования 11 лет составляет около 110 млн. руб. (или 3700 тыс. долл. США при курсе 30 руб./$ US). Положительная величина NPV подтверждает целесообразность вложения средств в |