1. Культурно-досуговая
деятельность как фактор оптимизации развития человека
1.1. Сущность и функции культурно-досуговой деятельности
Современная цивилизация достигла той степени развития, когда
дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от проблемы
совершенствования человека. Сейчас наступил период, когда всестороннее развитие
личности, всех ее сущностных сил становится не только ее гуманным идеалом, но и
приобретает характер необходимости закономерного развития общества. Трудовая
деятельность - естественное состояние людей. Труд является главным средством
подъема творческих сил человека. В этих условиях материальная потребность
самовыражения побуждает личность активно включаться в трудовую деятельность и
деятельность в сфере досуга. Сущность культурно-досуговой деятельности
определяется состоянием всего комплекса социально-экономических, политических и
культурных факторов, обеспечивающих жизнь общества.
Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую
актуальность и выдвигает их на ответственные рубежи организации досуга
населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и
универсальность содержания этой деятельности, создает условия развития
личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие
различных социальных, профессиональных, культурных, возрастных групп населения
и т.д. Гуманистическая направленность культурно-досуговой деятельности,
воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в
противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга
и его содержании.
Имеется множество определений досуга.
Определение досуга распадается на четыре основных группы:
- досуг как созерцание, связанное с
высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой
концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек
делает что-либо;
- досуг как деятельность - обычно
характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга
включает ценности самореализации;
- досуг, как свободное время, время
выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может
быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней.
Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является
его обязанностью;
- досуг интегрирует три предыдущих
концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в
терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и
отношения к времени.
Макс Каплан считает, что досуг- это
гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности,
направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент
культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи,
политики.
Досуг является благоприятной почвой
для испытания фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга
человеку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные
недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в
существенной степени ответственен в части формирования характера человека, в
частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность,
мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.
Досуг при известных обстоятельствах
может стать важным фактором физического развития людей. Любимые занятия в часы
досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из
стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным
орудием в предупреждении умственной отсталости. Особая ценность досуга
заключается в том, что он может помочь человеку реализовать то лучшее, что в
нем есть.
Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный,
личностно значимый) досуг.
Реальный досуг
никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом.
Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых
повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.
Мнимый досуг -
это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат
разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое
время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.
Таким
образом, досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и
бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к
труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно
усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то
это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и
вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность,
осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед
собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский
труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще
многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на
достигнутый уровень культуры досуга человека.
От умения
направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей,
реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих
сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность
своим свободным временем.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что досуг
характеризуется совокупностью признаков
и может быть определён как рациональный способ использования свободного времени
посредством интенсивно мотивированной деятельности, осуществляемой не для материальной выгоды и направленной как на результат, так и на сам процесс
деятельности.
Исследователи функциональных особенностей досуга пришли к
выводу, что он создаёт благоприятные и безграничные возможности для развития
способностей и талантов, личностного роста и самореализации, а также, что
именно досуговая деятельность формирует
и развивает личность и, что она очень значима в жизни человека в позднем
возрасте.
Совокупность таких явлений как увеличение пространства
досуга, его развивающий потенциал и значительная возможность социокультурного,
физического и социально-психологического развития ветерана, представляет собой
огромный ресурс, который необходимо
использовать в современном социальном и демографическом контексте
как для оптимизации
индивидуально-личностного развития, так
и развития общества в целом.
Использование свободного времени путём его трансформации в пространство
духовного и физического развития посредством культурно-досуговой деятельности –
одна из важнейших задач, составляющих проблемное поле педагогики досуга и прикладной культурологии.
Синтез культурологического и педагогического подходов в
рамках социокультурной деятельности позволяет добиться эффекта адаптации путём осуществления параллельных
процессов изменения личности и
социокультурной среды.
Основное назначение учреждений культуры - создание условий для
удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формирование мотивов
поведения, что требует значительных организационно-педагогических усилий.
Принятие самостоятельных решений в процессе трудовой
деятельности и на досуге формирует новый тип человека, существенными чертами
которого являются:
|