1.
Социокультурные изменения
в сфере кинопроката
1.1. Социальные функции, роль и значение
кинотеатров в культурно-досуговом пространстве
Перестройка
коснулась не только экономических взаимоотношений внутри общества. Она наложила
известный отпечаток на человека и, прежде всего, на молодого как наиболее
неустойчивого в своих жизненных позициях, подверженного разного рода
отклонениям. В результате американизации отечественного кинопроката на экраны
мощным потокам хлынула низкопробная продукция зарубежных фирм, пропагандирующая
культ силы, распущенность, вседозволенность, обожествление денег, которую с
театральных сцен, подмостков и телеэкрана крепко «подперла» так называемая поп
– культура с безголосым пением, дикарскими нарядами, несуразными телодвижениями
и сексуально – развлекательным чтивом, открыто призывающим к неземным
наслаждениям, в том числе к употреблению наркотиков. Все это вылилось на нашу
молодежь, позитивное влияние на которую из-за условий жизни резко снизилось,
усилилось пьянство, правонарушения и другие негативные явления.
В этих
непростых условиях всестороннего спада, чтобы не потерять самую активную часть
общества, надо было разработать контрмеры, которые помогли бы обратить взоры молодежи на наши истинные
ценности: возрождение национальных традиций, воспитание чувства патриотизма,
духовности. Одним из таких каналов позитивного влияния на молодежь стало опять
же самое массовое из всех искусств –кино, но не американское, а наше,
советское, с прекрасными гуманистическими традициями.
Кинематограф
– это стимулятор активности, средство формирования взглядов, убеждений и
установок личности; передача сведений и знаний об окружающем мире, о жизни
других людей; новая актуальная информация; средство воздействия на
эмоциональную сферу человека; средство эстетического воспитания масс, передача
художественных ценностей, сфера популяризации научных знаний; область
художественного творчества для создателей фильма и побудитель к проявлению
творческих возможностей тысяч кинозрителей; зрелище, доставляющее развлечение.
В разные времена и в различных социальных ситуациях не или иные его функции в
связи с общественными потребностями выдвигаются на передний план. Так, в первые
годы изобретение синематографа братьев Люмьер было ничем иным, как зрелищем,
средством увеселения. Позднее прибавилась и информационная функция. А затем был
тот день, когда «Броненосец «Потемкин» показал всему миру силу агитационно–воспитательных
возможностях кинематографа.
Долгие годы просмотр кинофильмов в нашей стране (и не только в нашей) был самым
массовым и любимым видом досуга. Едва появившись на свет, кино прочно захватило
лидерство в оказании влияния на личность. Как уже говорилось, ни литература, ни
музыка, ни живопись не могли и не могут сравниться с кинематографом. С начала
века из всех искусств важнейшим стало кино, как самое доступное и
воспринимаемое без особых усилий. Он оказывает огромное влияние на жизнь миллионов
зрителей, на ход истории.
В первые годы
после революции советские кинематографисты ставили перед собой не
развлекательные цели, они хотели воспитать нового человека.
По мере
развития киноиндустрии стали появляться художественные фильмы, снятые не только
на историко-революционную тему, но и охватывающие другие стороны советской
действительности.
Сфера досуга
была в тот период ограничена, телевидения еще не существовало, и поэтому роль
кинематографа в жизни советских людей была огромна. Кино воспитывало зрителей,
особенно юных, само по себе, без помощи школы. И добилось немало. Можно с
полным основанием утверждать – многие советские фильмы внесли весомый вклад в
патриотическую подготовку миллионов юношей и девушек, выигравших потом Великую
Отечественную войну. Людям того
поколения кинотеатр был необходим. И им принадлежит немалая роль.
В кинотеатрах того времени не только демонстрировались фильмы, но и велась
разнообразная культурно-массовая работа. До войны в кинотеатрах создавались
кружки детской художественной самодеятельности, художественно-прикладного
творчества, юных киномехаников, перед сеансами с детьми работали массовики
затейники, проводились концерты, костюмированные карнавалы. Наиболее
привлекательной формой работы со зрителем стали творческие встречи с ведущими
режиссерами и актерами. В нашем городе и области за послевоенные годы побывали
практически все наиболее известные актеры. Среди них: Петр Олейников, Любовь
Орлова, Вячеслав Тихонов, Зинаида Кириенко, Василий Лоновой, Нонна Мордюкова, Николай
Крючков, Борис Андреев, Борис Чирков, Вера Марецкая и др.
В начале 70-х
годов управление кинофикации подписало договор творческого содружества с
киностудией «Ленфильм». Это содружество сохранялось в течение 20 лет, и каждый
год кинофестивали студии «Ленфильм» превращались в подлинные праздники для
омского кинозрителя.
В работе с
детско-юношеской аудиторией использовались разнообразные киномероприятия –
разовые и периодические, а так же систематические (киноклубы и кинолектории,
абонементный кинопоказ, семейные сеансы и т.д.) и комплексные (клубы друзей
кино, школьные кинотеатры, кинофакультативы). Одна из самых распространенных,
самых массовых форм работы с юным зрителем – кинофестивали и тематические
показы. Они проводились (и проводятся) регулярно: ко дню Российской Армии и Дню
Победы, к началу учебного года и в дни школьных каникул. Кинофестиваль – это не
просто показ фильмов, но и встречи с интересными людьми, выступления
художественной самодеятельности, кинопраздники.
Практически в
каждом городе был киноклуб, объединяющий активную часть зрителей, а в крупных
городах их было несколько.
Киноклубы, как
форма социально–культурной деятельности – явление международное, они существуют
во многих странах мира. Прослеживая динамику киноклубного движения, убеждаешься,
что среди любительских объединений по
|