ГЛАВА 1. Социально педагогические условия организации
досуговой деятельности молодежи в культурно – досуговых центрах
1.1.
Специфика и содержание молодежного досуга.
Досуг – деятельность в
свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой
индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном
те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой
деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время
провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что
хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных
интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных
ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт,
туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в
свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры
молодежного досуга.
От умения направлять
свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию
своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил,
во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность
своим свободным временем.
К специфическим чертам
молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной
активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей
психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Новых ощущений, и с трудом
приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. Игровая
деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей
практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности
у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк
и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах;
компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный,
невероятно быстро разрастающейся мир, в
который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых
социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на
молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере
потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру,
перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за
практикой подготовки и проведения
молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех
в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков,
стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и
изобретательности.
К
другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его
протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром
проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают
проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о
решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и
наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть
при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно.
Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев –Лада:
«..для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов
жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе
социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при
всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности
роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и
клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании
сверстников. Значит, общение в
молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается
органически» ( 2 , с 16). Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной
потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как:
-
необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;
-
источник творческого преобразования индивида в
личность;
-
форму передачи знаний и социального опыта;
-
исходный пункт самосознания личности;
-
регулятор поведения людей в обществе;
-
самостоятельный вид деятельности;
Примечательной
особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к
психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки
общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи
в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее
потребности:
-
в эмоциональном контакте, сопереживании;
-
в информации;
-
в объединении усилий для совместных действий.
Потребность
в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах
(семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в
информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной
группе организуется, как правило, вокруг
«эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и
которая имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных
действий молодежи возникает не только в производственно – экономической, но и в
досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях
досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:
-
по содержанию (познавательные, развлекательные);
-
по времени (кратковременные, периодические,
систематические);
-
по характеру (пассивные, активные);
-
по направленности контактов ( непосредственные и
опосредованные).
Обзаведение собственной
семьей в значительной степени стабилизирует временный бюджет, сокращает
свободное время молодого человека и делает его досуг близким по структуре к
досугу взрослого. До появления детей молодые супружеские пары еще сохраняют
многие привычки молодости. С рождением детей свободное время резко сокращается,
с особенности у женщин. Возрастает тенденция к семейному проведению досуга, в
котором усиливается рекреативная функция.
Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры
его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как
личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя
культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных
свойств, которые позволяют содержательно и
с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер,
организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели,
|