ГЛАВА 1. ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ СИБИРСКИХ ВЕЧЕРОК
1.1. Понятие вечерок
Прежде чем начать
рассмотрение понятия вечерок, следует акцентировать внимание на том факте, что
Сибирь - это регион «вторичной» культурной традиции, сложившейся в результате
заселения края русскими в XVI—XVIII вв. и последующих перемещений в Сибирь
выходцев из разных губерний России, а также из Белоруссии, Украины, Прибалтики
и других мест, духовную связь с которыми переселенцы продолжали сохранять в
новых условиях своего проживания. Из поколения в поколение переселенцами и их
потомками передавалась верность традициям оставшейся за Уралом родины предков.
Таким образом, действовали психологический и эстетический факторы, и во многом
благодаря им поддерживалась жизнь традиций с несибирскими корнями.
Своеобразие культурных
процессов в Сибири определялось также факторами размещения переселенцев на
свободных землях. М.Н. Мельниковым выявлено пятнадцать типов поселений
восточных славян в Сибири. Например,
на территории Омской области можно найти аналоги почти всем им. Но здесь нет
поселений старообрядческих общин (типа семейских в Забайкалье или поляков
Алтая), горнорабочих и старателей (не было соответствующего производства).
Важно отметить некоторые местные тенденции: компактное расселение белорусов в
северных районах области, где уже были поселения коренных жителей — татар и
русских первопоселенцев, и украинцев в южных, что отразилось в названиях
населенных пунктов (Азово, Полтавка, Таврическое, Одесское и т.д.). В некоторых
из районов, близких к Омску, живут немцы (в Азовском районе есть Немецкий
национальный округ). Потомков прибалтов можно встретить в деревнях на севере
области.
Смешанность населения —
один из главных факторов, определивших изначально своеобразие социальных и
культурных процессов вСибирском регионе. Продолжая влиять на уклад жизни
местного населения, на функционирование фольклорных традиций, он обуславливает
их взаимодействие.
С древних времен народное
художественное творчество было синкретичным, то есть слитым с различными
сферами и формами народной жизни. Особенно ярко и самобытно были представлены
художественно-творческие элементы в традиционных народных календарных
праздниках и обрядах, связанных с циклом земледельческих работ. В этих
праздниках, сопровождавшихся пением, игрой на народных музыкальных
инструментах, танцами и другими видами художественной деятельности, воплощалось
миропонимание и мироощущение народа.
Среди обычаев большое
место занимали вечеринки молодежи, «игрища» и посиделки. Вечёрка — это старинная русская форма досуга, общения
молодёжи, повсеместно распространённая в Западной Сибири. Основные формы
общения на вечёрке — игра, игровые песни, хороводы, пляска, которые чередуются
с играми и увеселениями. На вечёрке происходили знакомства и встречи, наиболее
музыкально одарённые парни и девушки весь вечер пели и плясали, таким образом
складывались деревенские музыкальные ансамбли.
У русского населения вечерка представляла собой сложившуюся форму народного развлечения со
своим ритуалом, своеобразной обрядностью, со своими вечерошными играми, песнями.
Это яркое явление фольклорного быта русского населения.
Вечерка была
самым любимым и долгожданным праздником молодежи. Они были наполнены песнями,
плясками, ряженьем, играми и другими народными забавами, причем некоторые из
них имели и обрядовый смысл.
Они обычно продолжались
2-3 недели: с Нового года или со Святок и до Крещения. Кое-где они могли
длиться всю зиму. На столы собиралось угощение и после легкого ужина начиналось
веселье.
Устраивались вечерки и в
вечернее, и в дневное время в доме одного из участников. Случалось, откупали за
небольшую сумму (или угощение) помещение у кого-либо из односельчан. Иногда
договаривались с одной из одиноких старух, что она «пустит вечерку» к себе на
весь сезон. Обычно подобные собрания молодежи приурочивались к праздникам,
однако бывали они и в будние дни, и даже во время постов. Вот что пишет об этом
П.В. Еремин в своей книге «Обиход. Былички», где приводит воспоминания И.
Белова, посетившего Западную Сибирь в середине XIX века: «Несмотря на то, что я
проезжал великим постом, молодые люди не только вечерами, но даже и днем
собирались в беседы или посиделки».
Вечерки - это пора игр,
развлечений, гуляний. Парни и девушки днем ходили по улицам, катались на санях
с колокольчиками, собирались компаниями, сговаривались, где провести вечер. В
конце дня молодежь приходила на вечерки. Парни откупали для этого избу у
какой-нибудь пожилой женщины на один вечер или на все Святки, приносили туда
угощение для девушек: орехи, конфеты, пряники.
В субботние вечера и накануне праздников собирались только 2—3 подруги —
шили, вязали или вышивали. Делать же настоящую работу — прясть — в такие дни
было не принято. На Масленице «поседок» совсем не бывало, молодежь развлекалась
по-другому. Подобное чередование посиделок с работой и чисто развлекательных
соблюдалось повсеместно, хотя и с некоторыми отклонениями. Помимо местных
особенностей, в некоторых сообщениях отразились определенные изменения в
соблюдении ограничений в сроках проведения посиделок. Так, в некоторых районах
сидеть на беседах в субботу, а тем более в воскресенье, считалось грехом.
|