ГЛАВА 1 РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ
ПОЛИТИКА
1.1 Решение национальных культурных вопросов в регионе
Происшедшие кардинальные изменения последнего десятилетия в
культуре, науке, государственном устройстве, экономике и в других областях
человеческой деятельности, актуализировали проблему культурной политики. К
проблемам культурной политики в нашей стране широкое внимание уделено с начала
90-х годов 20 века. Многочисленные труды Российских исследователей и специалистов
(Г. М. Бирженюк, И. И. Горлова, В. С. Жидков и К. Б. Соколов, О. И. Карпухин и
др.) посвящены решению как общих, так и частных проблем культурной политики. В
официальных документах, в трудах исследователей сегодня даны различные определения
культурной политики.
Так, по мнению многих исследователей, оптимальное развитие сферы
культуры всех уровней достигается его эффективным регулированием на региональном
уровне. Отсюда, для позитивного развития культуры и предотвращения негативных
проявлений актуальным представляется и изучение специфики региональной
культурной политики.
Специфика региональной культурной политики с конца 80-х — начала
90-х годов 20-го века изучалась представителями разных наук. Интересны мнения
современных исследователей (Г. М. Бирженюка, И. И. Горловой, В. С. Жидкова и
К. Б. Соколова, О. И. Карпухина и др.) о целесообразности и оптимальности
разработок и функционирования культурной политики на региональном уровне. Свои
доводы исследователи объясняют тем, что основная масса населения и творцов
культуры проживают в регионах, а также конкретностью и выраженностью
проявлений культуры на данном уровне. По мнению В. С. Жидкова и К. Б. Соколова,
вся культура территориальна, она рождается и функционирует на конкретной земле,
другой культуры не бывает и только через функционирование культуры на
региональном уровне реализуется культурная политика государства.
Исходя из этого, именно регион представляет собой наиболее оптимальный уровень
в регулировании и воздействии на культурную сферу; именно в регионе должна
складываться культурная политика, связывающая в себе, как общенациональные
проявления и тенденции культуры, так и местные особенности и специфику.
Вышесказанное демонстрирует широту содержания понятия «регион».
Помимо того, что регион — это административно-территориальная единица, которая
необходима для выявления объекта и субъекта (властной структуры) в государственной
культурной политике делящее разработки и реализации, а также независимая и
самостоятельная в социальном, экономическом и других сферах территория, он
содержит и другие аспекты.
В связи с этими процессами, целесообразность переноса акцента в
культурной политике на региональный уровень Г. М. Бирженюк основывает тем, что
при господстве общих, генеральных тенденций в одних и тех же временных рамках
развитие профессиональной: художественной деятельности, самодеятельного
творчества, любительства происходит неодинаково на различных территориях: в
одних местах наблюдается развитие, в других — спад. Далее, по мнению Г. М.
Бирженюка, на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного
развития с учетом региональной специфики и ресурсов территории —
институциональных, материальных, человеческих и т. д. Именно здесь, по словам
Г. М. Бирженюка, достигается максимальная активность участий различных
социальных групп в культурных процессах, в общественной жизни в целом. И,
наконец, регион представляет: собой совершенно конкретный объект управления.
Таким, образом, по заключению Г. М. Бирженюка, именно на региональном
уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие на
культурные вопросы, обеспечивая необходимое сочетание развития и саморазвития,
управления и самоуправления.
Известно, что Россия богата разнообразием регионов, которые
своеобразны по этническому, конфессиональному и другому составу,
природно-ландшафтным, климатическим условиям, традициям, ремеслами и т. д.
Процесс регионализации обнажил специфику содержания структурной целостности
регионов. Анализ основных факторов, влияющих на содержание региональной
культурной политики выявил, что кроме основной задачи по сохранению, поддержке
и развитию своеобразия культуры региона, региональная культурная политика
должна в первую очередь учитывать и способствовать поддержке и развитию
общенациональных российских интересов в формировании некоего единомыслия в
общей картине мира человека для единства всего культурного пространства
России.
Отталкиваясь от данной позиции, учитывая существующие
социокультурные реалии (позитивные и негативные процессы и тенденции и т. д.),
интересы и потребности населения, возможности своих творцов (художников),
культурного потенциала территории, развитости инфраструктуры,
материально-технической обеспеченности, т. е. основных ресурсов и возможностей,
приоритетов и ориентиров культурного развития определенного региона, и должна
разрабатываться ее региональная культурная политика. Конкретные концепции,
цели, задачи в ее развитии и функционировании должны вырабатываться уже на
этой основе.
Таким образом, формируется и определяется, на наш взгляд,
своеобразная для каждого региона и отражающая, поддерживающая ее специфику
региональная культурная политика. Сущность культурной политики наиболее удачно
определил Г. М. Бирженюк, с одной стороны, как «определенный уровень
реализации государственной культурной политики, с другой — как самостоятельная
область деятельности по изучению и развитию историко-культурной самобытности
территории, определению и эффективному использованию имеющихся в регионе
ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.),
разработке и реализации региональных программ поддержки и развития сферы
культуры».
Сегодня
вопросы межнациональных отношений в мировом сообществе, и в России в том числе,
звучат как некогда остро. Российская Федерация - одно из крупнейших в мире
многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из
которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры.
Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как
этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются
коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании Российской
государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории
России сохранились уникальное единство и многообразие, духовное общность и союз
различных народов.
Государственная
национальная политика основывается на принципах Конституции Российской
Федерации и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение
в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также
договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
В 1996 г. указом президента была утверждена
концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Концепция
представляет собой изложение общих принципиальных подходов к разрешению
назревших проблем в сфере национальных отношений и является одним из главных
документом при разработке федеральных, региональных и местных программ
национального развития и межнационального сотрудничества.
Одним из принципов концепции назван принцип содействия развитию национальных
культур и языков народов Российской Федерации.
При
реализации национальной политики перед
Российским государством и обществом в духовной сфере стоят следующие задачи:
формирование и распространение идей духовного
единства, дружбы народов, межнационального согласия. Культивирование
|