ГЛАВА 1 ИСТОКИ РАЗВИТИЯ
РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Древнерусское искусство. Влияние
художественных традиций Византии на развитие русской художественной культуры
Нельзя не
согласиться с А.С. Карминым, который характеризует культуру как специфический
способ человеческой деятельности.
Культурная деятельность – Это, как отмечает М.А. Жигунова «чрезвычайно динамичное
общественное явление», изменяющееся «вместе с изменениями как объективных
условий общественной деятельности людей, так и их субъективных мотивов,
стимулов, целей деятельности, от отношения к ней человека».
В данной
главе мы проследим развитие русской художественной культуры, начиная с
древнерусского искусства.
Древние люди учатся сопоставлять себя и мир, видеть свое бытие как
часть и продолжение бытия мира; они уже умеют судить о мире, осваивать его не
только по меркам своего вида, своего сознания и действия, но и по мерке самих
вещей. Жизнь древнего человека проходит в неустанных тревоге, страхе, и заботе
о своем существовании, человек постоянно находится в ситуации между жизнью и
смертью: суровые климатические условия, дикая безжалостная природа, неизлечимые
болезни, воинствующие соседние племена, — заставляют человека задумываться о
смысле своего существования. Этот смысл находит свое выражение в культуре
древних племен, в их образно-предметном отношении к миру.
Носителем культуры этого периода было раннее славянское
население. С IV века и на протяжении целого тысячелетия южные степи Руси были
предметом спора пришлых племен с Востока. Летопись не помнит времени прихода
славян из Азии в Европу. Она застает их уже на Дунае, в Карпатах. Падение
Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к
возникновению крупных славянских племен. Латинские и византийские писатели VI-VIII веков говорят
о двух ветвях славян - антах и славянах. Начался новый период в истории
восточных славян. Он подводит к
объяснению блестящей культуры, без перерыва идущей в Киевское время.
Придя в Поднепровье, славяне не нашли здесь такой
культуры и цивилизации, как германские племена в Западной Римской империи. Но с VI века памятники позволяют
говорить о собственной и в достаточной степени определившейся культуре
восточных славян. До образования
Киевского государства они имели значительную историю, заметные успехи в
области материальной культуры: знали секреты обработки металла, земледельческие
орудия. У них были выработаны
известные представления о земном и загробном мире, сложились строго соблюдаемые
ритуалы, и когда завершился процесс этногенеза, формирования древнерусской
народности, эти культурные достижения прошлого не были забыты.
Древнерусская (российская) культура не является
чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких
субэтнических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из
соединения трех хозяйственно-технологических регионов — земледельческого,
скотоводческого, промыслового. Трех типов образа жизни — оседлового, кочевого,
бродячего; в смешении нескольких этнических потоков — славянского,
балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского,
в пересечении влияния нескольких религиозных потоков. Таким образом, на
основной территории Древнерусского государства мы не можем говорить о численном
преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры,
в котором славянское доминирование не вызывает сомнений — это язык.
В VI-IX веках идет процесс интенсивного развития народов,
населявших Восточно-европейскую равнину. Пашенное земледелие вытесняет
подсечное, выделяется ремесло, завязываются тесные культурные связи с
Византией, Востоком, Западной Европой. Усиленно развивается торговля, которая
велась значительными капиталами (о чем свидетельствовали найденные клады
арабских монет, рассказы арабских писателей). В торговле с Востоком большое
значение имели контакты с хазарами, которые открыли славянам безопасный путь в
Азию, познакомили с религиями Востока. Успешно развивалась торговля с
Византией.
Таким образом, до второй половины IX
века, до образования государства, восточные славяне имели уже значительную
историю и успели достигнуть заметных успехов в области материальной культуры,
которая являлась основой общественной жизни. Центральное место в культуре этого
периода занимала языческая религия. Язычество — это религиозная форма освоения
человеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение
наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от
аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической
картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался
коллектив. Можно выделить несколько этапов развития языческой культуры.
·
На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась
множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили
человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери-Земле,
довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из которой
образовался мир. Славяне населяли ее различными божествами — русалками, водяными,
морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами
богов. Почитались бог солнца — Даждьбог, бог ветра— Стрибог. Славяне думали,
что их родословная происходит от богов. Автор «Слова о полку Игореве» называет
русский народ «Даждьбоговыми внуками».
На втором этапе в русско-славянском язычестве
развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Почитатели
Рода - творца Вселенной и Рожаниц — богинь плодородия. Славяне верили в
потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в
подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае
предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом допускалось, что
они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связи с
материальным миром,
|