Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [36] Курсовая [14]
Реферат [32] Разное [3]
Отчет по практике [0]




Вс, 05.05.2024, 01:19
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Культура и искусство » Диплом [ Добавить материал ]

2004. Традиции русской художественной культуры и опыт регионального развития (на примере работы центра традиционной культуры
Диплом | 05.05.2011, 11:45
Год 2006
Стоимость 2000
                                              СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Истоки развития русской художественной культуры……………7
        1.1. Древнерусское искусство. Влияние художественных
               традиций Византии на развитие русской художественной
               культуры…………………………………………………………………7
        1.2. Культура Новгородской и Киевской Руси в искусстве
               последующих эпох…………………………………………………….14
       1.3. Роль петровских реформ в развитии художественной
              культуры России……………………………………………………….21
Глава 2. Народная художественная культура ……………………………..  27
        2.1. Традиционная русская художественная культура, перспективы
                изучения и её современное состояние……………………………….27
        2.2. Деятельность учреждений культуры Омской области по сохранению
               и восстановлению народных традиций……………………………….38
Глава 3. Анализ работы по сохранению традиций русской художественной
               культуры на примере отдела традиционной культуры
               «Сибирского культурного центра»…………………………………51
       3.1. Характеристика Сибирского культурного центра г. Омска…………51
       3.2. Анализ и оценка роли центра в сохранении и восстановлении
              традиций народной художественной культуры………………………57
Заключение……………………………………………………………………….62
Список литературы………………………………………………………………68
Приложения………………………………………………………………………71



ГЛАВА 1 ИСТОКИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 Древнерусское искусство. Влияние художественных традиций Византии на развитие русской художественной культуры

 

Нельзя не согласиться с А.С. Карминым, который характеризует культуру как специфический способ человеческой деятельности[1]. Культурная деятельность – Это, как отмечает М.А. Жигунова «чрезвычайно динамичное общественное явление», изменяющееся «вместе с изменениями как объективных условий общественной деятельности людей, так и их субъективных мотивов, стимулов, целей деятельности, от отношения к ней человека»[2].

В данной главе мы проследим развитие русской художественной культуры, начиная с древнерусского искусства.

Древние люди учатся сопоставлять себя и мир, видеть свое бытие как часть и продолжение бытия мира; они уже умеют судить о мире, осваивать его не только по меркам своего вида, своего сознания и действия, но и по мерке самих вещей. Жизнь древнего человека проходит в неустанных тревоге, страхе, и заботе о своем существовании, человек постоянно находится в ситуации между жизнью и смертью: суровые климатические условия, дикая безжалостная природа, неиз­лечимые болезни, воинствующие соседние племена, — застав­ляют человека задумываться о смысле своего существования. Этот смысл находит свое выражение в культуре древних пле­мен, в их образно-предметном отношении к миру.

Носителем культуры этого периода было раннее славянское население. С IV века и на протяжении целого тысячелетия южные степи Руси были предметом спора пришлых племен с Востока. Летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу. Она застает их уже на Дунае, в Карпатах. Падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен. Латинские и византий­ские писатели VI-VIII веков говорят о двух ветвях славян - антах и славянах. Начался новый период в истории восточных славян. Он  подводит к объяснению блестящей культуры, без перерыва идущей в Киевское время.

Придя в Поднепровье, славяне не нашли здесь такой культуры и цивилизации, как германские племена в Западной Римской импе­рии. Но с VI века памятники позволяют говорить о собственной и в достаточной степени определившейся культуре восточных славян. До образования Киевского государства они имели значительную ис­торию, заметные успехи в области материальной культуры: знали секреты обработки металла, земледельческие орудия. У них были выработаны известные представления о земном и загробном мире, сложились строго соблюдаемые ритуалы, и когда завершился про­цесс этногенеза, формирования древнерусской народности, эти культурные достижения прошлого не были забыты[3].

Древнерусская (российская) культура не является чисто сла­вянской. Древнерусская народность складывалась в смешении не­скольких субэтнических компонентов. Она зарождалась как общ­ность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологичес­ких регионов — земледельческого, скотоводческого, промыслового. Трех типов образа жизни — оседлового, кочевого, бродячего; в сме­шении нескольких этнических потоков — славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, се­верокавказского, в пересечении влияния нескольких религиозных потоков. Таким образом, на основной территории Древнерусского государства мы не можем говорить о численном преобладании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в кото­ром славянское доминирование не вызывает сомнений — это язык.

В VI-IX веках идет процесс интенсивного развития народов, населявших Восточно-европейскую равнину. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяется ремесло, завязываются тес­ные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой. Усиленно развивается торговля, которая велась значительными капиталами (о чем свидетельствовали найденные клады арабских монет, рассказы арабских писателей). В торговле с Востоком большое значение имели контакты с хазарами, которые открыли славянам безопасный путь в Азию, познакомили с религиями Востока. Успеш­но развивалась торговля с Византией.

Таким образом, до второй половины IX века, до образования государства, восточные славяне имели уже значительную историю и успели достигнуть заметных успехов в области материальной культуры, которая являлась основой общественной жизни. Центральное место в культуре этого периода занимала язы­ческая религия. Язычество — это религиозная форма освоения че­ловеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражали ми­ровоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не от­личаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив. Мож­но выделить несколько этапов развития языческой культуры.

·                   На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она на­селялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водя­ные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался мир. Славяне населяли ее различными божествами — русалками, водя­ными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца — Даждьбог, бог ветра— Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Автор «Слова о полку Игореве» называет русский народ «Даждьбоговыми внуками».

На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Почитате­ли Рода - творца Вселенной и Рожаниц — богинь плодородия. Сла­вяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром,


[1] Кармин А.С. Основы культурологи: Морфология культуры. – СПб: Питер, 1997. – С. 10.

[2] Жигунова М.А. Этнокультурные процессы и контакты у русских среднего Прииртышья во второй половине XX века. Омск: Наука, 2004. – С. 7.

[3] Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – С-Петербург: Сенатская типография, 1913. – С. 33.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 957
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba