1.1
Понятие и основные формы оптовой торговли
Оптовая торговля
связывает производство и розничную торговлю, обеспечивая рациональную
организацию товародвижения и регулярное снабжение товарами розничных торговых
предприятий. От организации оптовой торговли во многом зависит эффективность
всей торговли.
Основные функции оптовой
торговли:
- снабжение товарами
розничных торговых предприятий;
- комплектация
ассортимента товаров в соответствии с требованиями розничных торговых
предприятий;
- организация
своевременного завоза товаров;
- изучение спроса
населения;
- воздействие на
промышленность с целью производства товаров в соответствии со спросом, в
необходимом потребительском ассортименте и высокого качества;
- организация поставки
товаров на экспорт;
- хранение запасов
товаров.
Оптовый товарооборот
характеризует объем товарной массы, реализованной одними предприятиями другим
с целью последующей продажи или переработки. Оптовые предприятия помимо оптовой
реализации товаров осуществляют следующие виды деятельности:
- розничная реализация
товаров;
- организация
общественного питания;
- торговое
посредничество;
- прочие виды
деятельности (производство, строительство, услуги и др.).
В соответствии с этим
общий оборот оптового предприятия включает:
- оптовый товарооборот, в
том числе продажа товаров на экспорт;
- розничный товарооборот;
- товарооборот
общественного питания;
- оборот торгового
посредничества (сумма комиссионного вознаграждения за посредничество в
приобретении или сбыте товаров от чужого имени и за чужой счет);
- оборот от прочих видов деятельности .
Товародвижение
представляет собой процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей с
помощью предприятий оптовой и розничной торговли до конечного потребителя.
Звенность
товародвижения можно рассчитать как отношение оптового товарооборота к
розничному товарообороту предприятий зоны обслуживания.
Оптовый оборот относится к числу
важнейших показателей деятельности оптовых организаций. Изучение деятельности
оптовых организаций обычно начинается с анализа объема ее товарооборота. Объем
оптовой продажи сказывается на других финансово-экономических показателях оптовой
торговли. Рост оптового товарооборота обусловливается, прежде всего, ростом
объема производства товаров, увеличением количества оптовых организаций, складских
площадей, размера розничного товарооборота и т.д.
Выбор формы оптовой
торговли зависит от конкретного товара, его положения на рынке, от конкретной
сделки оптовой компании с продавцом товара.
Существуют две основные
формы оптовой торговли: транзитная и складская.
При транзитной форме товары доставляются от
производителя в розничную сеть или другой оптовой компании (более мелкой),
минуя склад оптовика-посредника. Это форма имеет то преимущество, что
ускоряется оборот, снижаются логистические издержки, повышается сохранность
товара.
Транзитная поставка
применяется, если не требуется промежуточная подготовка товара по качеству,
расфасовке и т.д. В этом случае
оптовик-посредник не имеет возможность формировать ассортимент, кроме того, что
отгрузил производитель.
Применяются два вида расчетов транзитной
поставки с производителям:
а)
с оплатой транзитной партии товара;
б)
без вложения собственных средств путем получения посреднического процента
Во
втором случае оптовая компания выполняет организаторские функции и
собственником товара не является.
При
складской форме партия товара от производителя поступает
Людковская А. Интеграция - главный резерв развития
оптовой торговли/ Витрина. - 2008. - № 1. - С. 22—24.
Маркин Р. Управление оптовой торговлей/Пер. с англ. - М.: Экономика. 2008 г. – С. 272.
|