Глава 1. Понятие и
сущность оптимизации налогообложения
1.1Системы налогообложения на предприятиях и сущность оптимизации
налогообложения
В современном мире сложилась тенденция, согласно
которой предприниматели, руководители и рядовые налогоплательщики рассматривают
налоги как потери для бизнеса, а государства в свою очередь стремится со своей
стороны подействовать на своих граждан внушениями о том, что налоги являются
платой за цивилизованное общество. По причине того, что предприниматели не
могут самостоятельно выбирать виды и размеры налогов, которые они согласны
платить, поскольку законодательно оговорены все налоги и порядок их уплаты в
бюджет страны, при наличии соответствующих органов контроля в обязанности
которых входит надзор за надлежащим исполнением налогового законодательства,
бизнес сообществу остаётся только искать пути обхода этих законов, это
естественное стремление снизить налоговое бремя послужило причиной возникновения
такого явление, как оптимизация налогообложения. Под налоговой оптимизацией
понимаются организационные мероприятия в рамках действующего законодательства,
связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и
сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений
Предпосылки к возникновению оптимизаций
налогообложения содержаться в различных нормативно правовых актах, в том числе
и Конституции РФ,
в которой содержится целый ряд статей, закрепляющих право налогоплательщика на
осуществление оптимизации налогообложения.
Так, провозглашенная свобода экономической
деятельности ст. 8 Конституции предполагает, что каждый налогоплательщик вправе
самостоятельно определять, каким видом предпринимательской деятельности он
будет заниматься. Такие виды экономической деятельности перечислены в
Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001,
который был введен в действие постановлением Госстандарта РФ. Следовательно,
каждый гражданин вправе отказаться от работы по трудовому договору, работая на
себя в качестве индивидуального предпринимателя или заключая, как внештатный
работник гражданско-правовые договоры на выполнение конкретной работы.
Еще один шаг на пути к признанию правомерности
института налогового планирования в России сделал Конституционный Суд РФ. В
частности, в постановлении от 27 мая 2003 г . № 9-П КС РФ указал следующее: в
случаях, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от
уплаты налогов или позволяющие снизить сумму налоговых платежей, применительно
к соответствующим категориям налогоплательщиков, обязанность платить законно
установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на
которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких
налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно
установленных налогов. Следовательно, недопустимо установление ответственности
за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием
неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании
предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на
законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него
форм предпринимательской деятельности и соответственно - оптимального вида
платежа».
Однако самый большой вклад в развитие института
налоговой оптимизации внес Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации своим постановлением от 12 октября 2006 г . № 53 «Об оценке
арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой
выгоды». Еще одним позитивным аспектом легализации оптимизации налогообложения
являются изменения в формулировках ст. 198 и ст. 199 Уголовного кодекса РФ.
Зачастую налоговая оптимизация ассоциируется с минимизацией налоговых
отчислений в бюджет. В действительности, конечно, целью должна быть не
минимизация, т.е. снижение налогов, а увеличение прибыли предприятия после
налогообложения. Процесс оптимизация налогообложения, связан с достижением
определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта. Понятие
оптимизация налогообложения намного шире: помимо минимизации, ее инструментами
являются отсрочка уплаты налогов, уменьшение суммы выплачиваемых в бюджет
средств и другие. В рамках действующего на данный момент в РФ законодательства,
для предпринимательства предусмотрены несколько альтернативных налоговых
режимов, характерные особенности которых показаны на рис. 1.1.
Абанин М.А. Специальные налоговые режимы как
инструмент налогового планирования // Хозяйство и право. – 2010. - № 10. – С.
76 – 86.
|