В законодательстве Российской Федерации
предусматривается наличие различного рода сведений, которые охраняются законом.
Фундамент законодательства в этой области составляют статьи Конституции
Российской Федерации о праве граждан на информацию, соответствующие международным
нормам в этой области. Так, охраняется тайна переписки, телефонных переговоров,
почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, личная и семейная тайна
(ст.23) (4). Кроме того, сбор, хранение, использование и распространение
информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24). Эти
положения находят свое развитие в Федеральных законах.
До сих пор в законодательстве не содержится четкого
определения понятия «конфиденциальная информация». Ранее такое определение
содержалось в ст. 2 утратившего силу ФЗ «Об информации, информатизации и защите
информации». Согласно этому закону «конфиденциальная информация –
документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с
законодательством Российской Федерации». Данное определение в несколько
измененном виде по-прежнему находит свое применение в актах органов
государственной власти Российской Федерации
Федеральным законом «Об информации, информационных
технологиях и защите информации» определено, что информационные ресурсы, то
есть отдельные документы или массивы документов, в том числе и в информационных
системах, являясь объектом отношений физических, юридических лиц и государства,
подлежат обязательному учету и защите как всякое материальное имущество
собственника (ст.4.1, ст.6.1). При этом собственнику предоставляется право
самостоятельно, в пределах своей компетенции, устанавливать режим защиты
информационных ресурсов и доступа к ним (ст.6.7).
Действующий ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и защите информации» (далее – ФЗ «Об информации») определение
понятия «конфиденциальная информация» не содержит. Однако данное определение
может быть получено на основании анализа его норм.
Согласно п 1 ст. 2 указанного закона информация –
это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. (7)
В п. 7 той же статьи сказано, что конфиденциальность
информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к
определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим
лицам без согласия ее обладателя.
Таким образом, конфиденциальная информация – это
сведения, независимо от формы их предоставления, которые не могут быть переданы
лицом, получившим доступ к данным сведениям, третьим лицам без согласия их
правообладателя.
Основными целями защиты информации, Закон видит:
–
предотвращение утечки, хищения,
искажения, подделки;
–
предотвращение безопасности личности,
государства;
–
предотвращение несанкционированных
действий по уничтожению, искажению, блокированию информации;
–
защиту конституционных прав граждан на
сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных;
–
сохранение государственной тайны,
конфиденциальности документированной информации.
Таким образом, конфиденциальными следует считать
такие сведения (информацию), которые законом отнесены к какой-либо тайне,
доступ к которым ограничен в силу закона или которые имеют признаки,
определенные законом.
Перечень сведений конфиденциального характера
содержится в Указе Президента Российской Федерации от 06.03.1997 г. № 188 «Об
утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Согласно данному
указу к сведениям конфиденциального характера относятся :
– персональные
данные;
– сведения,
составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых
лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с
Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119 – ФЗ «О государственной защите
потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и
другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– служебная
тайна;
– врачебная,
нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров,
почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений;
– коммерческая
тайна;
– сведения
о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до
официальной публикации информации о них. (10)
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что
данный перечень не может рассматриваться как закрытый. Действующий ФЗ «Об
информации» не требует принятия нормативных актов Президента или правительства
для дальнейшего развития понятия «конфиденциальная информация». Более того,
закон позволяет обладателю информации
|