Глава
1. Теоретические подходы к процессу воспитания нравственной культуры у
детей старшего дошкольного возраста
1.1. Ретроспективный анализ проблемы изучения нравственного воспитания
старших дошкольников
Вопросы о
решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности
осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в
Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в
физическом и нравственном отношении. Так, философ Сократ, считал, что
существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его
мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя,
совершенствование нравственности.
Платон
считал, что приближение в высшей идее блага осуществляется главным образом
путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое
значение. Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о
последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о
воспитании через положительный пример.
Спустя много
веков, Я.А. Каменский в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение
древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости,
ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное
изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше
отстает, чем успевает» [11].
Разрабатывая
вопросы педагогики, Иоганн Герберт на первый план выдвинул нравственное
воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины
и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу
воспитания можно целиком выразить в одном только слове – нравственность» [4].
Дальнейшее
развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка,
Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна и других. Русские просветители А.Н.
Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли нравственному воспитанию
большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для гармонического
развития личности. Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и
считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о
том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Однако из
педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль
нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О
нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что
нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития,
мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу
воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы
познаниями… » [7].
Вопросам
нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и
психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А.
Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во
многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от
умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального
опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных
чувств ребенка, развития нравственных отношений.
Л.С.
Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили
позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих
игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания
состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь,
достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся
личности [1].
Главная
функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у
подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное
поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни,
сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку
руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам
общественного долга. Результат нравственного воспитания – высокий уровень
нравственной культуры личности.
Культура – общефилософская категория, в которой выражены качественная
определенность, технологичность, высокий уровень развитости и самоорганизации
человеческого общества, творческих сил и способностей людей, их духовный
потенциал [20, с.19].
Культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств,
привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих
успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой
национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие
своей личности.
В современной философской, психологической, социологической,
педагогической и другой литературе широко используются понятия:
коммуникативная, духовная, физическая, нравственная культура и т.д.
Теоретический анализ позволил выявить многоаспектность трактовки понятия
«нравственность». В философии и культурологии проблема нравственности
трактуется как одна из универсальных форм общественного и личного
миропонимания, является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по
отношению друг к другу и обществу (Д.А. Андреев, О.Г. Дробницкий, И Кант и
др.), средоточение сомнений и тайная свобода нравственного выбора (В.С.
Библер), выражает признание равенства, реализуется в повседневной практике
(П.П. Блонский, М.С. Каган).
Категория «мораль» рассматривается как специфический тип регуляции
отношений людей, направленный на их гуманизацию, совокупность норм поведения,
общения, взаимоотношениий (С.Д. Лаптенок, М.Н. Росенко и др.), как характер
общественных отношений (Б.Т. Лихачев).
С педагогической точки зрения нравственность понимается как способ
освоения социального опыта, духовно-практическая деятельность (С.Ф.
|