В современных условиях
любая компания функционирует в жестких условиях конкурентной среды. Ее
деятельность должна быть направлена на завоевание и удержание предпочтительной
доли рынка, на достижение превосходства над конкурентами, что обеспечивается в
известной мере эффективной организацией системы контроля в компании.
Система внутреннего
контроля компании должна ориентироваться на обеспечение следующих основных
параметров эффективности функционирования в современных условиях: на устойчивое
положение компании на рынках; на своевременную адаптацию систем производства и
управления организации к динамичной внешней среде (рыночной конъюнктуре).
В рыночных условиях,
характеризующихся высокой неопределенностью и нестабильностью внешней среды,
эффективное управление предполагает значительный спектр объемов плановой и
контрольной работы. Усиление конкурентных отношений на мировых и отечественных
рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация
бизнеса, усложнение бизнес–проектов и другие факторы обусловливают новые
требования к системе внутреннего контроля компании.
В современных условиях
внутренний контроль компании должен присутствовать на всех уровнях управления.
Практически эффективная система внутреннего контроля – это гарантия успешной
деятельности компании.
Основой системы внутреннего
контроля является информационное обеспечение контрольной деятельности,
включающее оперативную, плановую, нормативно-справочную информацию,
классификаторы технико-экономической информации, системы документации
(унифицированные и специальные).
Ключевой для системы
внутреннего контроля является информация о степени управляемости объекта
контроля, т.е. информационная прозрачность данного объекта для возможности
принятия эффективных управленческих решений (управления объектом). Качество
информации в системе внутреннего контроля определяется по таким критериям, как
достаточность, достоверность, своевременность, аналитичность.
Процедуры контроля –
составной элемент технологических процедур управления, технологии управления в
целом. Отсутствие единого описания процедур влечет несогласованность действий
отдельных работников и целых подразделений. Процедуры контроля – определяют
также порядок и последовательность работ в плановой ситуации и при
возникновении отклонения или конфликта во взаимоотношениях работников.
Задача системы учета –
обеспечить контроль за наличием и движением имущества (ресурсов) и его
рациональным использованием в соответствии с утвержденными нормами, нормативами
и сметами. Эффективная система учета не должна допускать возникновения ошибок и
возможности злоупотреблений (искажений) работниками организации.
Условия работы механизма
внутреннего контроля определяются:
- принятым компанией курсом действий
(ее ориентиры), целями, стратегией;
- масштабом деятельности компании;
- определением и документальным
закреплением процедур контроля;
- реакцией руководителей
соответствующих уровней на выявленные в результате контроля отклонения,
своевременностью принятия ими решений по данным отклонениям;
- налаженностью системы коммуникаций и
системы информационного обеспечения управления;
- наличием систем бюджетного управления
(бюджетирования), бизнес–планирования, подготовки финансовой отчетности для
внешних и внутренних пользователей;
- внешними влияниями – уровнем развития
экономики, экономической и политической устойчивостью рынка, развитием
законодательной базы рыночного типа, налоговой политикой государства и т.д.;
|