Закупочная логистика – управление материальными
потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. [3, с.
163]
Но в данном контексте хотелось бы выделить само
определение закупок и закупочной деятельности.
Приведенное ниже определение рассматривает закупочную
деятельность с точки зрения ее целей, а именно, как «получение материалов
требуемого качества в требуемом количестве из требуемого источника,
доставляемых в требуемое место и по требуемой цене».[5, с. 5]
В более широком смысле закупочная деятельность – это
процесс, выполняемый организационной единицей, которая в качестве функций
отвечает за получение материалов требуемого качества в требуемом количестве в
требуемое время и по требуемой цене, и за управление поставщиками, тем самым
внося свой вклад в конкурентное преимущество предприятия и реализацию
корпоративной стратегии. [5, с. 8]
Закупки – это процесс получения необходимого по
качеству и количеству сырья в нужное время в нужном месте от надежного
поставщика с хорошим сервисом и по выгодной цене.
Хотелось бы отметить, что закупочная деятельность
более широкое понятие, чем закупки.
Любое предприятие, как производственное, так и
торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение
сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления.
Процесс приобретения материальных ресурсов (товаров) в
государственном секторе и в производственной деятельности обычно называют
снабжением, в розничной торговле и складском хозяйстве - закупками. Часто этот
же процесс определяют как «логистика на входе» или «внутренняя логистика».
В зарубежной логистической науке и практике также нет
единого подхода к терминологии исследуемой области. В частности, Д. Дж.
Бауэрсокс и Д. Дж. Клосс указывают: «Снабжение включает закупки и организацию
внешних поставок материалов, производственных компонентов и/или готовых
продуктов от поставщика на производственные или сборочные предприятия, склады
промышленных и торговых предприятий или в розничные магазины». [1, с. 233]
Стандартное определение общих целей функции закупок
таково, что предприятие должно получать необходимое по качеству и количеству
сырье в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно
отвечающего по свои обязательствам, с хорошим сервисом и по выгодной цене.
В соответствии с этим можно выделить следующие функции
закупок:
1.
Необходимость обеспечения непрерывного потока сырья, поставок
комплектующих и предоставления услуг, необходимых для работы предприятия.
Дефицит сырья и комплектующих может привести к остановке производства и
соответственно к большим накладным расходам − росту эксплуатационных затрат в
связи с постоянными расходами и неспособностью удовлетворять требования
клиентов к срокам доставки продукции.
2.
Сведение расходов, связанных с запасами, к минимуму. Одним из
путей обеспечения непрерывного потока материальных ресурсов и готовой продукции
является создание и хранение крупных запасов этих ресурсов и продукции. Запасы
предполагают использование капитала, который нельзя еще куда-либо
инвестировать. Ежегодно стоимость текущего запаса может составлять 20-50 %
общей стоимости активов.
3.
Поддержание и повышение качества. Производство продукции или
предоставление услуг должно отвечать принятым требованиям, что ведет к росту
производственных расходов до значительного уровня.
4.
Поиск компетентных и надежных поставщиков. Успех функции
закупок зависит от способности находить поставщиков и развивать отношения с
ними, анализировать их возможности, выбирать соответствующего поставщика, а
затем работать с ним, постоянно совершенствуя совместную деятельность.
Соблюдение принципа «цена-качество» в процессе
закупки. Деятельность по закупке предполагает использование большого объема
оборотных средств, поэтому необходимы товары и услуги с наименьшей
|