Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социальной работы с детьми-сиротами и детьми,
оставшимися без попечения родителей
1.1. Проблема
воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей
Долгое время в истории человечества жизнь ребенка не представляла
ценности. Дети являлись продолжением своих родителей, их собственностью.
Ребенок не имел значимости для общества и для родителей, часто рассматривался
как нежелательное последствие половых отношений. Так, например, в Древней
Греции и Древнем Риме было довольно широко распространено детоубийство
(инфантицид), не осуждаемое общественностью и ненаказуемое по закону. Лишь с
распространением христианства постепенно стало меняться отношение к детям.
В средневековом обществе статус детей также определялся не столько
возрастом, сколько принадлежностью к тому или иному классу или социальной
группе. Человек не мог иметь ценности сам по себе вне общины, семьи. Дети
оценивались социумом только в связи с их семьей. С развитием общества и
становлением христианства завершается переход к семье, состоящей из супругов и
их детей, что, несомненно, повлекло за собой изменение статуса детей, с одной
стороны, и повышение ответственности родителей перед обществом за воспитание
ребенка, с другой [10, с.49].
Именно этот период развития общества можно считать точкой отсчета в
проблеме социального сиротства. Усиление роли родителей в социализации ребенка
привело к уравниванию детей, потерявших родителей, с детьми, родители которых
не выполняют свои обязанности, возложенных на них обществом, моралью и законом.
В контексте исторического развития российского общества сиротство
воспринималось не столько как лишение одного или обоих родителей, сколько как
нахождение вне сферы влияния общности.
Сиротство как социальное явление существует столько же, столько
человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Наиболее
актуальной данная проблема становится для стран, переживающих различные
социальные трансформации, в том числе и для России. Сиротство является
неизбежным спутником военных конфликтов, радикальных реформ и революций.
Сиротство в нашей стране имеет давнюю историю, и оно связано с периодом
формирования феодального государства. С тех пор государственные указы касались
институциональной формы обустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время в теоретических исследованиях широко используются два
понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).
Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или
единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который имеет
биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием
ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя
общество и государство.
Социальное сиротство - это явление, обусловленное наличием в обществе
детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских
прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
Скрытые социальные сироты – это дети, имеющие родителей, которые в силу
ряда причин не занимаются их воспитанием. Это приводит к тому, что большая
часть данных детей попадают в асоциальную группу [13, с.117].
Социальное сиротство является одной из ключевых социальных проблем
современного российского общества. Распространение явления социального
сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в
обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с
революцией 1917 г., тремя войнами (Первая мировая, Гражданская, Великая
Отечественная), террором 20-30-х годов, а также последствиями перестройки конца
80-х - начала 90-х годов. По статистическим
|