Термин «малое
предпринимательство» предполагает количественную определенность, отделение его
от крупных форм хозяйствования. Заметная роль малого бизнеса в экономике
различных стран побудила исследователей и
практиков дать этому явлению более или менее универсальное определение.
Определение малого предпринимательства отличается как с количественной, так и
качественной точек зрения в зависимости от типа страны. Та и другая описывают
различные стороны жизнедеятельности малых предприятий, позволяют составить
более или менее полную картину этого сектора экономики, определить его специфическое
место в социально-экономической структуре
общества.
Проблема определения
малого предпринимательства имеет не только теоретическое значение. Точное
определение объекта позволяет, во-первых, предметно вести статистический учет
хозяйственной деятельности в этом секторе экономики и представлять его вклад в
экономическое развитие страны. Во-вторых, разрабатывать программы налоговой,
кредитно-финансовой, административной и т. п. государственной поддержки малых
предприятий.
Традиционно в литературе
к числу количественных критериев малого бизнеса относят:
- численность
занятых;
- объем продаж
(оборот);
- стоимость активов.
Использование только
количественных критериев для отнесения предприятия к субъектам малого бизнеса
недостаточно по следующим обстоятельствам:
- объективные условия предпринимательской
деятельности в различных отраслях экономики несопоставимы, что требует
корректировки понятия малого и среднего предприятия для каждой конкретной
страны и отрасли, т. е. определения не только набора используемых параметров,
но величины каждого из них;
- межстрановые различия в
методике расчета таких количественных критериев, как объем продаж, оборот,
стоимость активов и т. п., что на практике может вести к подмене объекта
сравнения при сопоставлении вклада данной категории предприятий в макропоказатели
экономического развития; очевидные различия количественных критериев
при отнесении к категории малого предприятия.
Формально-количественный
подход необходимо дополнять качественными критериями. Такой подход позволяет
рассматривать малое предприятие не как уменьшенную разновидность большой
компании, а как организацию, функционирование которой отличается от
жизнедеятельности крупной фирмы рядом специфических особенностей, а именно:
высокой степенью неопределенности, потенциально более высокой степенью
восприимчивости к техническим, организационным, управленческим нововведениям, а
также вынужденной постоянной изменчивостью, необходимостью постоянно
адаптироваться к изменениям внешней среды и, следовательно, видоизменяться
внутренне. Таким образом, можно объединить малые и средние предприятия в
особую, отличную от крупных корпораций типологическую форму предпринимательства
со специфическими проблемами, методами и способами организации и ведения
бизнеса, особенностями внутрифирменного управления и построения отношений с
государством и корпоративным сектором экономики.
К
таким качественным критериям малого бизнеса относятся:
- относительно небольшое
число производимых продуктов (услуг);
- сравнительно
ограниченные ресурсы (финансовые, кадровые и т. п.) и преимущественное
использование нецентрализованных (неформальных) источников финансирования, что
практически не позволяет выходить за рамки основной деятельности;
- высокая
организационно-функциональная гибкость и мобильность;
- менее развитые системы
управления, сравнительно несложные процедуры оценки и контроля стратегического
положения фирмы;
- несистематичность менеджмента,
преобладание «управления здравого смысла»;
- концентрация
большинства акций и соответственно управленческих постов у основателей
предприятия и/или их родственников (функции собственности и управления чаще
всего не разделены);
- способность овладевать
только ограниченными (локальными)
сегментами рынка;
- устойчивое стремление
сохранить юридическую независимость фирмы.
Малые предприятия могут
иметь следующие организационно-правовые формы:
- полное товарищество
(статьи 69 - 81 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
- коммандитное
товарищество (статьи 82 - 86 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
- общество с ограниченной
ответственностью (статьи 87 - 94 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
- общество с
дополнительной ответственностью (статья 95 Гражданского Кодекса Российской
Федерации);
|