Товарная политика предприятия - комплекс действий
торгового посредника на основе наличия у него чётко сформулированной программы
действий на рынке. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по
формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности товаров
на требуемом уровне, нахождение для товаров оптимальной товарной ниши
(сегментирование рынка), разработку ценовой политики, послепродажного сервиса и
т.п. Товарная политика разрабатывается на основе данных о состоянии спроса и
предложения, наличия товаров заменителей, общего состояния рынка.
Рынок – это сложное и
многостороннее явление, которое характеризуется разным уровнем своего развития,
особенностями исторического, социального, культурного характера присущих различным
странам; это та среда, в которой только и могут быть удовлетворены все нужды
потребителей через взаимодействие спроса и предложения, т.е. это с одной
стороны сфера отношений между субъектами экономики, а с другой - составная
часть рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их
потребления и распределения, а также элементы планирования и регулирования экономики.
Постоянный анализ рыночной среды, оценка и продуманное применение полученной
информации – залог успешной работы любой фирмы. Прогноз развития рынка состоит
в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение
спроса потребителей в товарах данного предприятия и создаются предпосылки для
эффективного сбыта данной продукции.[14,с.15]
Начать свою деятельность по оценке конъюнктуры
лучше всего с общего исследования рынка, т.е. оценки общеэкономической ситуации
на нем. Рыночное окружение устанавливает пределы того, что может быть
достигнуто. Такая оценка позволяет вовремя и без серьезных затрат изменять
маркетинговую политику относительно ассортимента и объемов реализуемой
продукции, своевременно вести поиск новых рынков сбыта, новых видов товаров,
способов их продвижения, оптимизировать затраты и определять потребность в
инвестициях. Затем следует перейти к отраслевому мониторингу и только потом дробить
рынок на более специализированные сектора. Основными направлениями в
исследовании рынка, как в целом, так и по секторам, сегментам должны стать
следующие:
- конъюнктурные и
прогнозные исследования рынка, включающие в себя сиюминутную оценку сложившейся
экономической ситуации как соотношение между спросом и предложением, уровнем
цен, инфляции, безработицы, состояния государственного бюджета и т.п.
современного состояния и наиболее возможных вариантов дальнейшего развития событий;
- определение емкости
рынка и его сегментов, от чего зависит объем продаж и производства продукции;
- изучение конкурентов и
их стратегий для избегания серьезных ошибок в будущем. Здесь поможет исследование
их ассортимента, информация о финансовом положении, каких- либо отличительных
чертах характеризующих слабые или наоборот сильные стороны;
- исследование возможной реакции
покупателей и конкурентов на введение нового товара;
- изучение мотивов
поведения потребителей в отношении реализуемых фирмой товаров, выявление их еще
не удовлетворенных потребностей.
Проведению анализа способствует рассмотрение
|