Бизнес-план появился у нас в начале
90-х годов и был принципиально отличным от действующих документов. Отнеслись к
нему с прохладцей, многие поначалу не обратили на него внимание, другие,
обратив, не придали должного значения. Придерживались привычных технико-экономических
обоснований.
Вскоре, однако, выяснилось, что
бизнес-план, если к нему отнестись серьезно, требует знаний отечественного
бизнеса, его глубин. Не все и не сразу стали разрабатывать, предъявлять и
требовать бизнес-план.
Ранее авторитетные финансовые институты,
такие как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, и ведущие
консультационные фирмы часто заявляли, что одной из проблем низкой
инвестиционной активности инвесторов является то, что предъявляемые украинской
стороной документы не только не позволяют принять решение о финансировании, но
и не дают возможности даже примерно оценить эффективность полученных
предложений.
В настоящее время существуют
разработанные более четырех с половиной лет назад Министерством экономики
Украины методические рекомендации по подготовке инвестиционных проектов; так же
проводятся семинары для предпринимателей по разработке бизнес-планов в рамках
программы Европейского союза ТАСИС.
Сейчас уже многие предприятия
разрабатывают бизнес-планы по собственным методикам и рекомендациям,
разрабатывают подробные перечни вопросов, на которые следует ответить в данном
документе.
В наше время бизнес-план становиться
для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет
выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно
разработанного бизнес-плана. Если вы не представите грамотный бизнес-план,
никто не будет серьезно рассматривать вашу идею.
Бизнес-план является рабочим
инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он описывает
процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом его
руководители собираются достичь своих целей и задач. Хорошо разработанный
бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, где
оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции
производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их
реализации. То есть в нем описываются основные аспекты будущего предприятия, с
достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется (или не
исключено, что столкнется) и самыми современными методами определяются способы
решения этих проблем. Таким образом, основная цель бизнес-плана - достижение
разумного и выполнимого компромисса между тем, чего фирма хочет и чего может
достичь. План призван показать работникам и потенциальным инвесторам
целостность предлагаемого курса, продемонстрировать, как одно вытекает из
другого.
Бизнес-план призван ответить на три
ключевых вопроса:
-
Каково
текущее состояние бизнеса?
-
Каково
желаемое состояние?
-
Как
наиболее эффективно достичь желаемого состояния?
Бизнес-план не является постоянным
документом, он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные
как с переменами, происходящими внутри предприятия, так и изменениями на рынке,
где действует предприятие, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает
внутрифирменный и макроэкономический анализ.
В связи с тем, что бизнес-план
представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей
целью изучение конкретного направления деятельности предприятия (продукта или
услуги) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических
условиях, он опирается на:
-
конкретный
проект производства определенного товара (услуг) – создание нового типа изделий
или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);
-
всесторонний
анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью
которого является выделение его слабых и сильных сторон, специфики и отличий от
других аналогичных предприятий;
-
изучение
конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов,
используемых в экономике для реализации конкретных задач.
Не будет большим преувеличением назвать бизнес-план основой управления,
как коммерческим проектом, так и самим предприятием, осуществляющим этот
проект. Ведь благодаря бизнес-плану у руководства появляется редкая возможность
взглянуть на собственное предприятие как бы со
|