1 Теоретические основы организации и
проектирования бизнес-процессов в розничной торговле
1.1 Понятие бизнес-процессов, их сущность,
структура
В настоящее время распространено
использование двух инструментов описания бизнес-процессов, которые принято
называть вертикальным и горизонтальным описанием бизнес-процессов.
При вертикальном описании показывают
только работы и их иерархический порядок в дереве бизнес-процесса. В этом
случае имеются только вертикальные связи между родительскими и дочерними
работами.
При горизонтальном описании бизнес-процесса
также показываются, как эти работы между собой взаимосвязаны, в какой
последовательности они выполняются, какие информационные и материальные потоки
между ними движутся. В этом случае в модели бизнес-процесса появляются
горизонтальные связи между различными работами, которые процесс составляют
(рисунок 1.1).
Рисунок
1.1 – Горизонтальное и вертикальное описание бизнес-процессов[1]
Специалисты по организационному
проектированию используют различную терминологию при описании бизнес-процессов.
Например, вертикальное описание бизнес-процессов некоторые называют
функциональным описанием деятельности, а горизонтальное описание – процессным
описанием или просто описанием бизнес-процессов.
Рассмотрим основные подходы к
горизонтальному описанию бизнес-процессов. В настоящее время существуют три
основных способа описания (рисунок 1.2).
ü Текстовый
«Отдел продаж составляет договор и
согласует его с юридическим отделом»
ü Табличный
№
|
От кого
|
Что / Вход
|
Операция
|
Штатная единица
|
Что / Выход
|
Кому
|
1
|
–
|
–
|
Составляет договор
|
Отдел продаж
|
Договор
|
Юридический отдел
|
2
|
Отдел продаж
|
Договор
|
Согласует договор
|
Юридический отдел
|
–
|
–
|
Рисунок
1.2 – Способы описания бизнес-процессов[2]
Первый способ – есть не что иное,
как последовательное текстовое описание бизнес-процесса. Примером текстового
описания фрагмента бизнес-процесса является следующий текст: "Отдел продаж
составляет договор и согласует его с Юридическим отделом".
Многие российские компании
разработали и используют в своей деятельности регламентирующие документы, часть
из которых является процессными регламентами и представляет не что иное как
текстовое описание бизнес-процессов.
Для целей анализа и оптимизации
деятельности компании данный не подходит. Дело в том, что описание
бизнес-процесса в текстовом виде системно рассмотреть и проанализировать
невозможно. Текстовая информация воспринимается человеческим мозгом
последовательно. Например, когда человек читает регламент, и доходит до его
конца, практически всегда он забывает про то, что было в начале документа. Второй
недостаток текстового представления бизнес-процесса связан с тем, что
человеческое сознание устроено так, что оно эффективно может работать только с
образами. При восприятии и анализе текстовой информации человеческий мозг
раскладывает ее на ряд образов, на что уходит дополнительно временя и
умственные усилия. Поэтому при использовании текстового описания
бизнес-процессов производительность и качество решений по оптимизации
деятельности оставляют желать лучшего, что особенно сильно проявляется, когда решение
принимается группой людей.
В свое время специалисты по
информационным технологиям разработали более структурированный подход к
описанию бизнес-процессов. Ими было предложено разбить бизнес-процесс по
ячейкам структурированной таблицы, в которой каждый столбец и строчка имеют
определенное значение. Данную таблицу читать более просто, из нее легче понять,
кто за что отвечает, в какой последовательности в бизнес-процессе выполняются
работы, и соответственно бизнес-процесс проще проанализировать. Табличная форма
описания бизнес-процессов более эффективна по сравнению с текстовой и в
настоящее время активно применяется специалистами по информационным технологиям
для описания бизнес-процессов в приложении к задачам автоматизации.
|