Глава 1. Понятие образовательного
потенциала
1.1. Функции досуговой деятельности
Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов
человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие –
расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид активности –
восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется
как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей
сложное содержание, многообразные формы организации.
Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями,
которые человек реализует в ее процессе. Известно, что потребности человека
условно можно разделить на три типа:
-
первичные, или врожденные, - физиологические
потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические - в чистом воздухе,
геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные в товарах
повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;
-
социальные – потребности в общении, социальном
обслуживании, транспортном передвижении и др.;
-
культурные - потребности в образовании, духовном
развитии, освоении художественных ценностей и др. [5, c. 58].
Если с первичными потребностями человек рождается и они могут давать
о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные
потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его
разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности. В
отличие от первичных запросов, которые более устойчивы в своих проявлениях,
социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по
мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности
исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его
сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластичный характер,
будучи зависимыми от общественных трансформаций новых условий жизни, уровня
образования, социального окружения, моды и др.
В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо
в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Например, в
туристическом путешествии человек одновременно испытывает нужду в
физиологическом отдыхе (первичная потребность), общении (социальная),
художественном развитии (культурная) и др.
Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:
ü непосредственные
переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в
конкретный вид досуговогo занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;
ü осмысление
человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного
контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;
ü его
оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если
они ему оказываются в этом процессе [27, c. 232].
Естественно, что в период досуга человек стремится испытать
положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить
качественный сервис – словом, добиться тех состояний, которые связаны с
рекреационным эффектом.
Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с
реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной
жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение
человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на
работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное
время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом
занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой.
Занятия-хобби позволяют разным людям сохранять чувство самоидентичности,
ощущать состояние творческого подъема, самореализации.
В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения хобби
наделено исключительно высоким рекреационным эффектом, хотя со стороны порой
может показаться, что человек занят пустяками. Однако организаторы досуга давно
поняли, что такие увлечения открывают для бизнеса поистине безграничные
возможности. Изучив наиболее массовые виды самодеятельно-досуговых занятий,
они предлагают на рынке услуги и товары, которые работают на потребительский
спрос.
Укажем
еще одну особенность содержательного досуга – восприятие произведений
искусства. Люди обращаются к искусству по-разному – с неодинаковыми целями,
затрачивая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к
искусству в целом, а к некоторым его видам и
|