1 Теоретические основы бизнес-планирования
1.1 Сущность и роль бизнес-планирования
Планирование – это начальный этап
управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс,
продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций (рис. 1.1).
Рис. 1.1 – Общая схема процесса
управления организацией
Планирование направлено на
оптимальное использование возможностей организации, в том числе наилучшее
использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий.
В зависимости от направленности и
характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое
(перспективное), среднесрочное (бизнес-план), текущее (тактическое)[1].
Стратегическое планирование
заключается в основном в определении главных целей деятельности организации,
охватывает период в 10-15 лет, основывается на глобальных ресурсах.
Текущее планирование заключается в
основном в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических
целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения
задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.
Стратегическое планирование ставит
целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может
столкнуться организация в предстоящем периоде, и не этой основе разработать
показатели развития организации на плановый период.
На рис. 1.2 представлена схема стратегического
планирования, которая демонстрирует, что перспективы и цели связаны между собой
для выработки стратегии. Текущие программы (бюджеты) ориентируют оперативные
подразделения организации в их повседневной работе, направленной на обеспечение
текущей рентабельности, стратегические программы и бюджеты закладывают основы
будущей рентабельности, что требует создания специальной системы исполнения,
построенной на управлении проектами.
|