1. Организация розничной торговли
непродовольственными товарами в России
1.1. Понятие и сущность розничной
торговли
Розничная торговая сеть -
это совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров),
размещенных на определенной территории (город, поселок, населенный пункт) для
организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям.
Розничную торговую сеть
делят на следующие виды: стационарную,
передвижную и посылочную.
Основным видом розничной
торговой сети является стационарная.
Она включает магазины и мелкорозничную торговую сеть (палатки,
киоски, павильоны, ларьки, торговые автоматы).
Основу розничной торговли
составляют магазины (на их долю приходится примерно 90% всей сети). Они размещены
в капитальных зданиях, располагают системой специальных помещений, оснащенных
торгово-технологическим оборудованием, применяют различные формы продажи
товаров в широком ассортименте, оказывают покупателям дополнительные услуги,
обеспечивают высокую культуру торговли.
Мелкорозничная торговая
сеть организует торговлю товарами частого спроса (мороженое, табачные изделия,
овощи, фрукты, соки, безалкогольные напитки и так далее) через павильоны,
палатки, ларьки и киоски. Сюда же относят и торговые автоматы, устанавливаемые
на улицах, площадях, в местах отдыха населения, на вокзалах. В отличие от
магазинов эти сооружения легкой конструкции не требуют больших капитальных
затрат, но недостатком их является более узкий ассортимент товаров (нет
подсобных помещений) и меньше удобств при обслуживании покупателей. Однако в
летнее время, в период проведения массовых мероприятий и массового поступления
в город овощей, ягод, фруктов роль мелкорозничной торговли повышается.
Торговые автоматы
применяются для продажи штучных товаров, пива, соков, газированной воды,
табачных изделий, горячих и холодных напитков, хлебобулочных изделий и др.
Возможности использования их разнообразны. Их можно использовать для оснащения
магазинов или отдельных секций, кафе-автоматов, торговли через витрины-автоматы
(витроавтоматы), установки отдельных автоматов на улицах, в метро, на вокзалах.
Увеличение численности
торговых автоматов позволяет сократить численность торговых работников, занятых
обслуживанием покупателей, дает возможность населению приобретать товары в
любое время суток с минимальными затратами времени, повышает культуру торговли.
Передвижную
розничную
торговую сеть делят на развозную к
разносную.
Развозная
сеть включает
сельские и городские автомагазины, магазины-вагоны, магазины-суда. Она имеет
большое значение для населения отдаленных районов, сельской местности, а также
работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Ассортимент
товаров в данном случае формируется с учетом спроса определенного контингента
покупателей.
Торговля через
автомагазины получила более широкое распространение в крупных городах, чему
способствовало развитие сет и автомагазинов на предприятиях, производящих
молочные, мясные и некоторые другие продовольственные товары. Это современные,
хорошо оснащенные холодильным и кассовым оборудованием автомагазины, имеющие
привлекательный вид. Их устройство и оборудование позволяют покупателям
беспрепятственно знакомиться с ассортиментом продаваемых товаров. Они ведут
торговлю в наиболее оживленных местах,
Разносная
торговля
осуществляется с лотков, корзин и других простейших устройств. Ее организуют
для продажи цветов, газет, книг, лотерейных билетов, мороженого, кондитерских и
табачных изделий.
Передвижная торговая сеть
обладает большой мобильностью. Она следует за покупателем и обслуживает его
там, где не может быть организована стационарная торговля.
Посылочную
торговлю
в стране осуществляют конторы Посылторга Комитета торговли Российской Федерации,
Посылторг Центросоюза, магазины «Книга - почтой», специальные секции некоторых
крупных универмагов. Посылочная торговля является дополнительной формой
торгового обслуживания населения.
Розничную посылочную
торговлю осуществляют базы, отправляя посылки на основании заказов покупателей.
Чтобы оформить заказ, покупатели заполняют специальные бланки, имеющиеся в
почтовом отделении или высылаемые базами по запросу покупателей. Информацию о
наличии товаров на базах посылочной торговли можно получить из специальных
каталогов или перечня товаров. В каталогах и перечнях помещают также правила
покупки товаров посредством посылочной торговли.
Посылторг имеет базы в Москве, Подольске, Туле,
Ростове-на-Дону, Новосибирске, Иркутске и других городах. В перспективе
намечается строительство крупных посылочных предприятий, оснащенных современным
|