Содержание внутриорганизационного планирования как
функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных
направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников
его обеспечения и рыночного спроса. Сущность планирования проявляется в
конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в
отдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач,
средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении
материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения
поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования как функции
управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все
внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для
нормального функционировании и развития организации. Оно предусматривает
разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения
конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования
ресурсов каждым производственным подразделением и всей организацией. Поэтому
планированием призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными
подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные
исследования и разработки, производство и сбыт, сервис. Эта деятельность опирается
на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку
имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда
вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью
постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями
спроса на рынке.
Внутриорганизационное планирование охватывает как
текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде
прогнозирования и программирования[1].
Если перспективное планирование призвано определить
общие стратегические цели и направления развития организации, необходимые для
этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его
основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей
исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития.
Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные
направления развития с учетом конкретной обстановки.
Уровень и качество планирования определяются
следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства организации на
всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в
функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью
компьютерной техникой.
Планирование предполагает: обоснованный выбор целей;
определение политики; разработку мер и мероприятий (образа действий); методы
достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных
решений.
Планирование заканчивается перед началом действий по
реализации плана. Планирование – это начальный этап управления, однако оно
представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения
планируемого комплекса операций (рис. 1.1).
Планирование направлено на оптимальное использование
возможностей организации, в том числе наилучшее использование всех видов
ресурсов и предотвращение ошибочных действий.
В зависимости от направленности и характера решаемых
задач различают три вида планирования: стратегическое (перспективное),
среднесрочное (бизнес-план), текущее (тактическое)[2].
Рис.
1.1 – Общая схема процесса управления организацией
Стратегическое планирование заключается в основном в
определении главных целей деятельности организации, охватывает период в 10-15
лет, основывается на глобальных ресурсах.
Текущее планирование заключается в основном в
определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и
задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач,
использование ресурсов, внедрение новой технологии.
Стратегическое планирование ставит целью дать
комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться
организация в предстоящем периоде, и не этой основе разработать показатели
развития организации на плановый период.
В основу при разработке плана кладется :
|