Каждое предприятие
продает самые разнообразные товары, которые могут находиться на различных
этапах жизненного цикла. Следовательно, торговля одними товарами может быть
успешной, а продажа других может создавать определенные проблемы.
Поскольку предприятия
продают свои товары на разных рынках, то может оказаться, что один и тот же
товар находится на различных этапах жизненного цикла в зависимости от рынка, на
котором он продается. Поэтому необходимо определить, сколько и каких товаров на
каждом из этапов жизненного цикла следует иметь, чтобы обеспечить эффективную
предпринимательскую деятельность предприятия, как в рассматриваемый период, так
и в перспективе.
В реальной
действительности очень мало предприятий, которые предлагают рынку лишь один
товар. Как правило, предприятие продает несколько товаров, а также может
оказывать некоторые услуги. Все эти товары и услуги определяют товарную
номенклатуру предприятия.
Товарный ассортимент и
товарную номенклатуру объединяет то, что они оба являются перечнями товаров.
Отличия заключаются в назначении: ассортимент товаров предназначен для
удовлетворения потребностей потребителей, товарная номенклатура может иметь
иное назначение - для регламентирования определенной профессиональной
деятельности или иной сферы применения [33].
Ассортимент
потребительских товаров подразделяется на группы.
Товарный ассортимент —
совокупность товаров, объединенных по какому-либо признаку (например, по
общности производства, потребления, назначения, материала изготовления).
Различают два основных
вида ассортимента товаров — производственный и торговый [42]
Производственный
ассортимент — перечень товаров, выпускаемых предприятиями-изготовителями
(промышленными, сельскохозяйственными и др.).
Торговый ассортимент —
перечень товаров, реализуемых розничными торговыми предприятиями. Он, как правило,
шире производственного, поскольку формируется путем подбора товаров по
группам, видам, сортам, моделям, фасонам, размерам и другим признакам.
В основе образования
торгового ассортимента лежит товарная группа, которая включает товары
(продовольственные или непродовольственные), выпускаемые различными производителями.
Товарную группу образуют товары, объединяемые по нескольким признакам,
например, таким: однородность сырья, способ изготовления, потребительское
назначение.
Разновидности товаров внутри
каждой группы образуют развернутый или внутригрупповой ассортимент. В зависимости
от числа разновидностей в товарной группе различают товары простого и сложного
ассортимента.
Товары простого
ассортимента имеют небольшое число ассортиментных признаков, например: наименование,
сорт, артикул. К ним относят большинство продовольственных товаров, а также
некоторые непродовольственные товары (чулочно-носочные изделия, металлическая
галантерея и др.).
Товары сложного
ассортимента имеют большее число ассортиментных признаков (наименование,
сорт, артикул, модель, цвет, отделка, размер, рост, полнота и др.). К ним
относят почти все непродовольственные товары и часть продовольственных
(консервы, колбасные и кондитерские изделия и др.).
По частоте и характеру
предъявляемого покупателями спроса товары подразделяют на несколько групп.
Товары повседневного
спроса приобретаются населением регулярно (ежедневно или через небольшие
промежутки времени).
Товары периодического
спроса покупатели приобретают тоже регулярно, но через более длительные
промежутки времени (например, несколько раз в год).
К товарам редкого спроса
относят преимущественно те из них, сроки службы которых исчисляются годами
(товары длительного пользования). Приобретаются они, соответственно, один раз в
несколько лет (технически сложные товары, мебель и др.).
Реализация сезонных
товаров производится в определенные периоды года (некоторые виды плодов,
овощей, елочные украшения и др.).
Спрос на сопутствующие
товары возникает при покупке или использовании основных товаров (средства ухода
за обувью, пуговицы и т. п.).
Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях -
сложный процесс, базирующийся на учете действия многих факторов [39].
Экономически обоснованная и установленная для магазинов номенклатура товаров
оказывает в конечном итоге, положительное влияние
|