Глава 1. Теоретические основы налогового планирования
и прогнозирования
1.1 Сущность и основные принципы
налогового планирования и прогнозирования
Налоговое планирование и
прогнозирование в организации, при котором, применяя законодательно
установленные нормы, можно оптимально уменьшить налоговую базу и количество
налогов, с успехом проводят консалтинговые компании. Таким образом,
практическое налоговое планирование на предприятии ставит своей целью выбор
оптимальной системы применения законодательно установленных норм и их
вариативности в условиях большого налогового давления. Практическое налоговое
планирование на предприятии, в сотрудничестве со специалистами консалтинговой
компании, позволит вам рассмотреть несколько возможных вариантов оптимизации
налогов.
На текущий момент,
практическое налоговое планирование на предприятии, представляет собой
отдельную область и систему знаний. Виды налогового планирования - включают
стратегическое планирование и прогнозирование налогов, а так же текущее
(оперативное) планирование налогов на предприятии. Этапы налогового
планирования классифицируются по субъектам (корпоративное, личное и смешанное),
по объектам (внешнее и внутреннее) и по юрисдикции (международное, национальное
и местное).
Практическое налоговое
планирование на предприятии необходимо осуществлять в соответствии со
стратегическими задачами и приоритетами организации. Иногда, отсутствие
системного подхода, в таком вопросе как налоговое планирование и
прогнозирование в организации, может стать причиной внеплановой проверки со
стороны налоговых органов.
Налоговое планирование с позиции налогоплательщика
рассматривается как один из элементов корпоративного налогового менеджмента,
как неотъемлемая часть его финансово-хозяйственной деятельности. Сущность
процесса выражается в оптимизации налогообложения, позволяющей своевременно
выявить финансовые резервы для их капитализации.
Основной задачей налогового планирования и прогнозирования
можно считать предварительный расчет вариантов сумм налогов по результатам
общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту (группе
сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.
Для реализации налогового планирования и прогнозирования
необходимо провести сопоставительный анализ налогооблагаемых баз всего спектра
налогов, которые подлежат уплате, их конкретные ставки и льготы, т.е.
определить свое налоговое поле и его параметры. Задача осложняется тем, что
налоги и сборы, формирующие современную налоговую систему РФ, различаются по
объектам обложения и источникам уплаты. Методика соотнесения налоговых сумм с
определенным финансовым показателем – предмет изучения отдельной сферы
налогового менеджмента – налогового анализа. Технология налогового анализа в
достаточной мере разработана и апробирована в исследованиях по проблемам отраслевого
налогообложения.
Налоговое планирование и
прогнозирование необходимо рассматривать через призму противопоставления
налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой. В то же
время оно не только уменьшает налоговые отчисления, но и служит регулятором
процесса управления предприятием, т.к. минимизация и оптимизация налоговых
выплат не всегда отвечает стратегическим потребностям хозяйствующего субъекта.
Таким образом, налоговое планирование и прогнозирование - это интеграционный
процесс рационализации хозяйственной деятельности с позиции соответствия
действующему налоговому законодательству и стратегией развития предприятия.
В России целью налогового
планирования, как на федеральном, так и на территориальном уровне выступает оценка
соотношения налогового потенциала и фактических поступлений налогов и сборов и определение
объемов экономически обоснованных поступлений налогов и сборов в бюджетную систему
в планируемом периоде. При этом налоговое планирование осуществляется с ориентацией
на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.
Налоговое прогнозирование
на макро и микро-уровне представляет собой оценку налогового потенциала и
поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный
и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов в виде
системы показателей и основных параметров социально-экономического развития [20].
Налоговое прогнозирование макро- уровня включает в
себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики
их поступления, расчет уровней поступления налогов и сборов,
|