Под торговым предприятием
понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли продажи
товаров и оказания услуг торговли [6, стр13]. Процесс обращения товаров и
доведение их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой
сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и
представляющих собой совокупность торговых предприятий.
Функциональная ориентация на рыночный характер хозяйствования становится
исключительной компетенцией торговых предприятий: свободный выбор партнеров,
независимость, полная финансовая самостоятельность,
материальная и моральная ответственность за коммерческую деятельность.
Розничная и оптовая торговля имеют свою
торговую сеть, структуру магазинов, особенности ведения коммерческой
работы.
Деятельность розничного торгового
предприятия связана с реализацией продукции конечному
потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения
из сферы производства. Предметом розничной торговли является не только продажа
товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных
услуг покупателям [13, стр.61].
Розничная торговля конца XX — начала XXI в. — это сложный многоуровневый и
предельно консервативный бизнес. Ее основными чертами является тесная связь с
потребителем (вовлеченность последнего в процесс создания услуги), низкая
мобильность услуг (локализация бизнеса), высокая интерактивность операций (частота
контактов с покупателями) и устоявшийся состав затрат. Покупатели склонны
считать, что розничная торговля — это всего лишь продажа товаров через
магазины, однако это еще и предоставление услуг: посещение кинотеатра,
обследование у врача, стрижка у парикмахера, прокат видеокассет и т.д. Мы
определяем розничную торговлю следующим образом.
Розничная
торговля (ритейл, ритейлинг) — это любая деятельность по продаже товаров или
услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования
[18, стр. 102].
Любое заведение, чья
деятельность подходит под это определение, занимается розничной торговлей.
Причем совершенно неважно, как именно продаются товары или услуги (методом
личной продажи, по каталогам, через торговый автомат или Интернет) и где именно
они продаются (в магазине, на улице или на дому у потребителя).
Розничные торговцы выполняют ряд функций, увеличивающих
ценность продаваемых ими товаров и услуг. Они формируют соответствующий
потребностям целевых групп покупателей ассортимент, дробят крупные партии
товаров, поступающие от производителей, осуществляют хранение товарных запасов
и предоставляют услуги, облегчающие процесс покупки и использования товаров.
Функции розничной торговли определяются
ее сущностью и заключаются в следующем [3, стр. 45]:
-
удовлетворение потребностей населения в
товарах;
-
доведение товаров до покупателей путем
организации пространственного их перемещения и подачи к
местам продажи;
-
поддержание баланса между предложением и
спросом;
-
воздействие на производство в целях
расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
-
совершенствование технологии торговли и
улучшение обслуживания покупателей.
Торговое предприятие, выходя на потребительский рынок, где в конкурентной борьбе осуществляется продажа
товаров, должно соблюдать
определенные правила,- основное из которых гласит: чем лучше будут учитываться возможности и
пожелания покупателей, тем больше можно продать товаров и ускорить их оборачиваемость.
|