1 Глава. Теоретические основы управления инновационными проектами
1.1. Основы проектного менеджмента
Если
рассматривать проект как систему, то можно выявить определенную совокупность
компонентов, взаимодействие которых порождает новые качества, не присущие
отдельным компонентам в отдельности. Кроме того, что проект является высоко
динамичной системой, он, безусловно, является также сложной системой, т. е.
системой, состоящей из подсистем различного уровня. Таким образом, УП может
быть представлено в виде интегрированной систему в виде отдельных подсистем,
ориентированных на определенные объекты управления:
1. Социальная
подсистема или подсистема управления человеческими ресурсами (human resource
management subsystem). Подсистема управления проектом, которая включает
организационное планирование, кадровое обеспечение проекта, создание команды
проекта, а также осуществляет функции контроля и мотивации трудовых ресурсов
проекта для эффективного хода работ и завершения проекта. Подсистема нацелена
на руководство и координацию деятельности человеческих ресурсов проекта,
использует стили руководства, методы мотивации, административные методы,
повышение квалификации и переподготовку кадров на всех фазах жизненного цикла
проекта.
2. Техническая
(технологическая) подсистема(technique; technology management subsystem).
Техника – совокупность средств человеческой деятельности, созданных для
осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных
потребностей общества. В рамках рассматриваемой задачи условимся понимать под
техникой – машины, механизмы, приборы, устройства и т. д.; Технология –
совокупность методов обработки, изготовления, изменениясостояния, свойств,
формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства. В контексте
технической подсистемы существует понятие технологический менеджмент
(technological management), представляющий собой управление технологическими
ресурсами как подсистемой управления реализацией проекта; исходит из оценки
современных технологий и инноваций как одного из факторов
конкурентоспособности, учитываемых в стратегии управления проектом. Включает
следующие основные функции:
а)
оптимизацию использования технологического потенциала;
б)
наращивание технологического потенциала;
в) защиту технологического
потенциала, а именно предотвращение утечки коммерческой информации и исключение
любых действий конкурентов, которые могут подорвать технологические ресурсы.
Компонентом такого управления является управление компетенциями, знаниями и
опытом применительно к персоналу.
3.
Экономическая подсистема или подсистема управления стоимостью (cost management
subsystem). Одна из основных подсистем управления проектом, реализующая
планирование и контроль затрат по проекту. Управление стоимостью заключается в
предвари тельной оценке расходов на проект, составлении детальной сметы,
определении источников финансирования, планировании денежных потоков,
прогнозировании доходов и прибылей. Эта же функция включает контроль
поступления и расходования средств на проект и принятие решений в случае
превышения расходов над установленными в финансовом плане суммами.
4. Организационная подсистема (organization management subsystem). Понятие «организация»
трактуется достаточно широко, поэтому представляется целесообразным определить
контекст его применения. И так, организация как процесс является одной из
основных функций управления и будет подробнее рассмотрено в соответствующем
разделе. Остановимся на понятии организации как подсистемы. Условимся в
дальнейшем считать, что организация как подсистема (иначе говоря, форма
деятельности) представляет собой устройство, объединение, формирование,
обладающее развитой структурой и предусматривающее распределение ролей и
функциональных взаимоотношений, созданная с целью практического воплощения
задач проекта. Обычно, для обозначения этой смысловой нагрузки применяют такие
понятия как: организационная структура (organization structure) – формально
определенная структура, обуславливающая соответствующее распределение
полномочий; или организационная структура исполнителей (organization breakdown
structure).
5. Маркетинговая подсистема (marketing management
subsystem). Практически любой проект в той
или иной степени связан с конкретными сегментами рынка и, как следствие,
зависим от их конъюнктуры. В связи с этим маркетинговая деятельность является
одним из основных
Боумэн К. Основы стратегического
менеджмента /Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. -М.: Банки и
биржи, ЮНИТИ, 2008. -175 с.
|