1.
Теоретико-методологические основы организации
коммерческой деятельности предприятия
1.1. Сущность и роль коммерческой деятельности предприятия
Коммерческая деятельность
– это, в соответствии с законодательством России, деятельность, основной целью
которой, является извлечение прибыли. "Коммерция" в переводе с
латинского означает - торговля. Торговля – это не что иное, как приобретение и
продажа товаров, в узком смысле – ряд покупок и продаж. Под процессом продажи
понимается - последовательный ряд действий, совершаемых коммерческим работником
и направленных на то, чтобы подтолкнуть клиента к совершению нужного действия,
который завершается комплексом послепродажных мероприятий для обеспечения
удовлетворенности клиента заключенной сделкой.
Однако такое рассмотрение
коммерции не отвечает современным потребностям быстро развивающегося общества.
Если рассматривать любое предприятие с позиций маркетинга, то его цель –
наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. В данном контексте,
коммерческая деятельность - это деятельность по организации купли- продажи
товаров и проведению соответствующих расчетов с целью получения максимальной
прибыли. Маркетинг в данном случае выступает как инструмент в достижении
поставленной цели.
Экономический механизм торговых предприятий имеет
определенную специфику коммерческой деятельности. Специфика в области
коммерческой деятельности заключается в том, что она содержит следующие
основные элементы: закупочная деятельность, и продажа товаров.
Актуальной задачей коммерческого аппарата торговых
организаций и предприятий является вовлечение в товарооборот продукции
предприятий-изготовителей разных форм собственности и различных организационно-правовых
структур, поставщиков-посредников, граждан, занимающихся индивидуально-трудовой
деятельностью, зарубежных поставщиков и других источников.
В общем виде коммерческая
деятельность на торговых предприятиях включает следующие функциональные задачи:
- закупка товарных
ресурсов, коммерческое приобретение;
- планирование объемов
закупки товаров с учетом намечаемого уровня прибыли;
- планирование
ассортимента и реализации товаров;
- организация продажи
товаров;
Можно сказать, что вышеперечисленные направления коммерческой
деятельности определяют ее понятие и содержание в широком смысле слова.
Закупочная работа составляет один из
основных блоков операций коммерческой деятельности в торговле. Ее основной
задачей является выгодное приобретение товара с целью удовлетворения
потребительского спроса. Работа по закупкам товаров включает комплекс
взаимосвязанных коммерческих операций, к числу которых относятся:
- изучение и прогнозирование покупательского спроса с целью
обоснования коммерческих решений по закупкам товаров;
- определение потребности в товарах;
- выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков
и каналов продвижения товаров;
- установление хозяйственных связей с поставщиками;
- контроль исполнения договоров и хода поставки товаров.
Управление ассортиментом товаров
также является одной из важных функций коммерческих служб торговых предприятий.
Оно обеспечивает поддержание на складах такого ассортимента товаров, который в
наибольшей степени удовлетворял бы запросы покупателей.
Коммерческая деятельность по продаже
товаров является одним из самых важных этапов работы коммерческих структур
предприятия. От ее успеха зависит экономическая эффективность работы
предприятий, занимающихся сбытом товаров. На этом этапе важно правильно выбрать
партнера по коммерческой деятельности, успешно провести с ним операции по
оформлению продажи товаров, организовать контроль за выполнением условий
договора.
На предприятиях розничной и оптовой
торговли коммерческие операции имеют свою специфику, что особенно касается
операций, следующих за оптовыми закупками товаров. На предприятиях розничной
торговли эти операции, в отличие от операций в оптовых звеньях, имеют свою специфику,
которая определяется совершенно другими размерами и структурой товарных запасов,
сроками нахождения товаров на предприятиях и иными подходами к формированию
ассортимента и др.
Синявский Н.Г. Оценка бизнеса: гипотезы, инструментарий,
практические решения в различных областях деятельности. – М.: Финансы и статистика,
2004. – 240 с.
|