1. Теоретические
основы налогообложения
1.1. Происхождение и виды налогов
Понятие "налог" уходит своими корнями в глубь веков. В нем
заключен не только экономический, но и философский смысл.
Налог – элемент общественного бытия. Первые упоминания о налоге можно
найти в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой
цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное
явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими:
военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере
общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их
современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия "налог" - опосредовать
процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов
(богатств) (в современном понимании это процесс перераспределения доходов через
государственную казну) [22, с. 77].
Налоговые формы взаимоотношений общества с государством носили самые
разные названия. Немецкие ученые рассматривали налоги как поддержку,
оказываемую государству её гражданами (staure - поддержка). В Англии
налог до сих пор носит название duty -
долг (обязательство). Законодательство США определяет налог как "tax"
(такса). Закон о налогообложении во Франции налоговые отношения определяет как import
(обязательный платёж). Принудительный характер налоговой формы в российской
практике подчеркивал термин "подати" (принудительный платеж).
Не углубляясь в генезис налогообложения можно выделить главные рубежи
перехода налоговых отношений из одного качественного состояния в другое.
Вплоть до раскола мирового сообщества на две противоборствующие налоговые
системы воззрения ученых на налоги выстраивались в логическую систему, отражая
прогресс экономики и политики.
Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало классической теории
налогообложения, реализуя которые национальные налоговые системы способны
двигаться к оптимальному варианту. Это был невероятный прогресс научной мысли,
намного опередивший практику не только тех лет, но и современное её состояние.
Этот период принято считать началом развития подлинной науки о налогообложении
как об экономической и правовой категории, воплощающей своё объективное
содержание на практике в конкретных формах.
Несмотря на то, что их налоговые теории носили сугубо прикладной характер,
то есть они ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов
для содержания государства, в них были учтены закономерности развития
товарно-денежных отношений и международные тенденции формирования основ
денежного хозяйствования. Вплоть до налоговой реформы 1930 года рекомендации
этих русских ученых использовались по выработке мер по укреплению финансового
хозяйства страны [14, с. 85].
В истории
развития налоговой науки определяющую роль сыграли два научных течения:
марксизм и неоклассицизм, вобравший идеи А. Смита и Д. Рикардо о налогах.
Классовый характер марксистского учения о государстве, природе стоимости,
смысле и целях распределения и был положен в основу реформирования
производственных отношений в СССР. Советский Союз, приступив к построению
социализма, отошел от магистрального пути налоговых преобразований, по которому
пошли США, Великобритания, Франция, Япония. Их налоговые системы строились
согласно идеям А. Маршалла, Д.С. Милля, Э. Селегмана и др. Советские ученые
М.М. Агарков, А.В. Бачурин, Г.Л. Рабинович и другие старались доказать
преимущества происходящих идеологических преобразований в системе производственных
отношений, трансформируя их экономическое содержание в неприсущие им
административные, идеологические формы.
Налоги делятся
на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:
-
прямые и косвенные (по характеру налогового изъятия);
-
федеральные, региональные, местные (по уровням управления);
-
налоги с юридических и физических лиц (по субъектам
налогообложения);
-
пропорциональный, прогрессивный и регрессивный (в
зависимости, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом);
-
по целевому назначению налога (общие, специальные).
В зависимости от использования налоги бывают общие и
специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование
расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо
определенным видом расходов.
Специальные налоги имеют целевое
|