1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ
1.1 Отрасли
применения инновационных технологий
Инновации
можно классифицировать следующим образом:
·
технологические инновации, направленные на создание и освоение
в производстве новой продукции, технологии, модернизацию оборудования,
реконструкцию зданий, реализацию мероприятий по охране окружающей среды;
·
производственные
инновации,
ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной
деятельности;
·
экономические инновации, связанные с изменением методов
планирования производственной деятельности;
·
торговые инновации, направленные на целевые изменения
сбытовой деятельности;
·
социальные инновации, связанные с улучшением условий
труда, социального обеспечения коллектива;
·
инновации в области
управления, направленные
на улучшение организационной структуры, методов принятия решений.
Для успешного
осуществления инноваций необходимы адаптация к требованиям рынка,
технологическое превосходство товара, стремление к выпуску новых товаров,
использование оценочных процедур, благоприятная конкурентная среда,
соответствующие организационные структуры. Негативное воздействие на инновации
оказывают поверхностный анализ рынка, нехватка финансовых и материальных
ресурсов, производственные и коммерческие проблемы.
Инновационную
деятельность характеризуют принципы, которые отличают её от традиционной
производственной деятельности:
·
малый процент успешных
инноваций, при этом
удачные инновации компенсируют затраты как на себя, так и на неудачные идеи;
·
необходимость отдельного
бюджета для избежания
ухудшения финансовых показателей подразделений, занимающихся традиционной
производственной деятельностью;
·
использование критериев
оценки инновационной
деятельности, отличных от традиционных. Например, критерий "годовой прирост
прибыли" неприемлем, поскольку инновационная продукция в ближайшей перспективе
(3-4 года) может не давать никакой прибыли, после чего прибыль резко
возрастает;
·
систематическая и
плановая ликвидация
всего устаревшего, что позволяет высвободить ресурсы для работы над новым;
·
отсутствие обратной связи от результатов к затратам ресурсов и
инвестициям в течение продолжительного времени;
·
правильный выбор момента
прекращения работы, чтобы
избежать затрат средств на инновацию, не дающую конкретных промежуточных
результатов.
Процесс создания
научно-технических нововведений (инноваций) объединяет науку, технику,
предпринимательство и управление.
Неоднократные исследования показывают [3], что основные изобретения с
одинаковой частотой возникают как на малых предприятиях и у отдельных лиц, так
и на крупных предприятиях. Например, компания "Дженерал электрик",
крупнейший мировой производитель электрооборудования, относит на счет малых
предприятий многие новые идеи, в том числе изобретение тостеров, кухонных плит,
холодильников, посудомоечных машин, пылесосов и морозильников глубокого
замораживания. [4] Малые предприятия изобрели персональный компьютер,
бритвенное лезвие из нержавеющей стали, транзисторный приемник, ксерокс,
реактивный двигатель и моментальную фотографию. Их изобретательность дала нам
вертолет, рулевой привод с усилителем, автоматическую коробку передач,
|