1.1
Понятие и место малых предприятий в рыночной экономике
Для характеристики
предпринимательства как экономической
категории центральной проблемой является установление его субъектов и
объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица
(организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства).
Предпринимательская
деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой
договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного
предпринимательства выступают акционерные общества, арендные коллективы,
кооперативы и так далее. В отдельных случаях к
субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих
органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы
предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная,
каждая из которых находит свои «ниши» в хозяйственной системе.
Объектом
предпринимательства является осуществление одной наиболее эффективной комбинации факторов производства
с целью максимизации дохода.
Предприниматели
комбинируют ресурсы с целью изготовления нового, неизвестного потребителям
блага; открытия новых способов производства и коммерческого использования уже
существующего товара; освоение нового рынка сбыта; освоение нового источника
сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или
подрыва чужой.
Для предпринимательства,
как метода ведения хозяйства, главным условием является самостоятельность и
независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности
свобод и прав. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле,
что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько
тратить, кому и по какой цене продавать и так далее.
Предприниматель все время находится в зависимости от рынка, от динамики спроса
и предложения, от уровня цен, то есть от
сложившейся системы товарно-денежных отношений.
Вторым условием
предпринимательства является ответственность за принимаемые решения, их последствия
и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью,
непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить
фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской
деятельности.
Третьим признаком
предпринимательства является ориентация на достижение коммерческого успеха,
стремление к увеличению прибыли.
Предпринимательство как особый тип экономического мышления
характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений,
которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет
личность предпринимателя. Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума
и свойство натуры. Быть предпринимателем — значит, делать не то, что делают
другие.
Движущим мотивом предпринимательской
деятельности является, прежде всего, получение предпринимательского дохода,
который идет на развитие этой деятельности и на самообогащение. Здесь речь о
чисто экономических мотивах. В литературе нередко отмечают и другой фактор -
самоутверждение личности, когда предпринимательство становится не просто
деятельностью, а образом жизни.
Какими же качествами должен обладать
предприниматель, чтобы успешно выполнять предпринимательские функции,
вытекающие из данного выше определения?
Прежде всего, среди таких
субстанциональных качеств нужно назвать следующие умения (способности):
принимать нестандартные
новаторские решения в стандартных и
особенно в неопределенных
ситуациях;
генерировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их
перспективность
Чепурин м.н., Киселева е.а. Курс
экономической теории. – Москва, 2005.
Козырев В.М. Основы
современной экономики./ М. Финансы и статистика. 2006 г. с. 221
|