1. МЕСТО И РОЛЬ БИЗНЕС-ПЛАНА КАК ИНСТРУМЕНТА
ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
1.1 Роль и значение стратегического управления
Термин «стратегическое управление» был введен в
обиход на стыке 60 – 70-х гг. для того, чтобы отражать отличие управления,
осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне
производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую
очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи,
отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного
управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего
руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно
реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов,
брошенный внешней средой.[3]
Хотя стратегическое управление является
важнейшим фактором успешного выживания в усложняющейся конкурентной борьбе, тем
не менее постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие
стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в рыночной борьбе.
Отсутствие стратегического управления проявляется прежде всего в следующих двух
формах.
Во-первых, организации
планируют свою деятельность, исходя их того, что окружение либо не будет вообще
меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений. При
нестратегическом управлении составляется план конкретных действий как и в
настоящем, так и в будущем, априори базирующийся на том, что четко известно
конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться. Составление
долгосрочных планов, в которых предписывается, что и когда делать, и поиск в
исходный период решений на многие годы вперед, желание строить «на века» либо
же приобретать «на долгие годы» - все
это признаки нестратегического управления. Видение долгосрочной перспективы –
очень важная составляющая управления. Однако это ни в коей мере не должно
означать экстраполяции существующей практики и существующего состояния окружения
на много лет вперед.
В случае стратегического
управления в каждый момент фиксируется, что организация должна делать в
настоящее время, чтобы достичь желаемых целей в будущем, исходя при этом из
того, что окружение и условия жизни организации будут изменяться, т.е. при
стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее.
Определяются и осуществляются действия организации в настоящее время,
обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание
того, что организация должна будет делать в будущем. При этом для
стратегического управления характерно, что не только фиксируется желаемое в
будущем состояние организации, но и это является важнейшей задачей
стратегического управления, вырабатывается способность реагировать на изменения
в окружении, позволяющие достичь желаемых целей в будущем.
Во-вторых, при
нестратегичности управления выработка программы действий начинается с анализа
внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе все, что
организация может определить на основе анализа своих внутренних возможностей,
это то, какое количество продукта она может произвести и какие издержки при
этом она может осуществить. Объем производства и величина издержек не дают
ответа на вопрос о том, насколько созданный фирмой продукт будет принят рынком
– какое количество будет куплено и по какой цене, определит рынок [6].
Выбор стратегии –
центральный момент стратегического управления. Предшествующие этапы
стратегического управления при всей своей значимости лишь создают фундамент для
формирования стратегии.
|