Глава 1. Теоретические аспекты изучения создания программ новостей на
телевидении
1.1.
История создания программ новостей на
ТВ в России
Начало
создания в отечественной практике первых новостных программ на телевидении
может быть датировано 1957 г.
В 1957 г.,
на Центральном советском телевидении (ЦСТ) было создано кинопроизводство. Для
фиксации событий, происходящих за стенами студии, были приобретены легкие,
мобильные кинокамеры отечественного производства «Конвэо», чуть позже начинают
использовать 16-мм аппараты для «немых» съемок. Создается редакция киносъемок,
в которой трудятся 10 кинооператоров (через год их уже 35).
Сначала в
выпуски новостей включали два — максимум четыре оригинальных киносюжета
хронометражем 2—3 мин, а иногда и 4—5 мин и более. В это время проявлялось стремление,
во что бы то ни стало, избежать внешнего сходства телепередач с программами
радио привело к отказу от чтения диктором устных сообщений. Однако при слабости
и несовершенстве кинопроизводства это отрицательно сказывалось на полноте и оперативности
новостных выпусков.
Как отмечает
Р.А. Борецкий, понадобилось время, чтобы содержание и форма телеинформации
пришли в соответствие [4]. Довольно скоро стало ясно, что в реальных условиях,
не прибегая к устной информации, невозможно создать полную картину событий.
Особенно это касалось международной информации, поскольку каналов получения, а
тем более обмена таковой еще попросту не существовало. И с января 1958 г. в «Последние
известия» вновь стали включать радийные новости в дикторском исполнении в кадре
(правда, не более 5 мин в начале выпуска).
К середине
60-х годов служба новостей ЦСТ начинает использовать информационные материалы
местных студий. Чтобы подчеркнуть отличие телевизионной информации от сообщений
радио, ее выпуски с 1960 г.
стали именовать «Телевизионными новостями» [19].
Структура
Главной редакции информации ЦТ в 60-е годы была следующей: отдел союзной
информации, отдел международной жизни и отдел выпуска. У главного редактора —
три заместителя. Один из них — освобожденный (по положению, он первый
заместитель), два других одновременно были заведующими отделов союзной
информации и международной жизни. Внутри отдела союзной информации можно было
выделить три группы журналистов, каждая из которых занималась соответственно:
подготовкой выпусков «Телевизионных новостей», еженедельными передачами
«Эстафета новостей» и «Панорама Родины».
Отдел
международной жизни поставлял в выпуски «ТН» зарубежную информацию, а также
готовил несколько международных программ: «Мир сегодня», «Мифы XX века», «Свет
и тени». В составе Главной редакции информации работало семь режиссерских
бригад с ассистентами и помощниками.
В конце
ноября 1967 г.
группа энтузиастов приступила к экспериментальной подготовке передачи,
основанной на принципах будущей программы «Время». В этот период приняли серьезное по своему значению и
последствиям решение вести программу без диктора в кадре. Кроме того,
энтузиасты решили, что в новой, «чисто телевизионной» программе появление
устной информации, информации без изображения, невозможно [61].
«Время» не сразу
закрепило за собой точное, ничем и никогда не нарушаемое место в программе.
Лишь с 1972 г.
аудитория Центрального телевидения получила уверенность в том, что с 21.00 до
21.30 можно будет узнать о событиях дня. Стабильность места передачи в
программе, до того казавшаяся маловажным фактором, в полной мере выявила свое
социально-психологическое и политическое значение.
|