Глава 1. Теоретические аспекты изучения деловой этики в деятельности
предпринимателя
1.1. Место и роль этики в системе категорий и понятий предпринимательства
Деловая этика предпринимателя
- одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного
предпринимательства, так как этика вообще - это учение и практика поведения
индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и в виде
идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении
человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм,
включая общеобязательные правила поведения людей.
Этика предпринимательства
– это наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в
сфере управления (предпринимателя) и функционирование организации как
«совокупного предпринимателя» относительно своей внутренней и внешней среды в
том аспекте, в каком действия предпринимателя и организации соотносятся с
общечеловеческими этическими требованиями [51].
Социальная группа
«предприниматели» глобальна по масштабам, она влиятельна в экономическом,
политическом и даже культурном отношении; занятие таким трудом как
предпринимательство, престижно, так как предполагает высокий уровень
образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда; технические
средства, оборудование, используемые в предпринимательстве, основываются на
новейших наукоемких технологиях.
Все это делает важность
моральной, этической стороны деятельности предпринимателя бесспорной.
Причинами этого, прежде
всего, являются [58]:
1. Предприниматель служит
примером отношения к своим служебным обязанностям для рядовых сотрудников и
других менеджеров.
2. Своими этичными (или
неэтичными) действиями, в течение некоторого времени, он формирует комплекс
моральных устоев окружающих его людей: подчиненных, потребителей (клиентов или
покупателей), поставщиков и даже конкурентов.
3. Третья причина
опирается на первые две: этичное (или неэтичное) поведение предпринимателя
влияет на уровень этичности в обществе.
Этика предпринимателя
является профессиональной (или отраслевой) этикой, поэтому она рассматривает
поведение и поступки человека лишь в строго
ограниченной сфере - сфере предпринимательства. Именно здесь важно
учитывать концепцию психологических уровней функционирования морали:
интеллектуального и волевого,
эмоционального и подсознательного. Особенно интересным и актуальным для
российского корпуса менеджеров представляется перечень форм моральной
дисгармонии, данный А.И. Титаренко и Б.Л. Дубко [см. 9]:
- недостаточный уровень
интеллектуального развития, когда интеллект
не в состоянии постичь ситуацию, явление или процесс, происходящий в
организации или в ее контактах с внешним миром. В этом случае эмоции
господствуют над разумом, и это может быть
причиной ошибки при принятии решения менеджером;
- недостаточное развитие
воли или болезни воли (нерешительность, бездействие). В этом случае решения
менеджера могут быть правильными и вполне этичными, но они не становятся
реальными;
- недостатки
функционирования эмоционального комплекса:
а) неадекватная
личностная эмоциональная оценка ситуации;
б) стагнация
моральной системы оценки;
в) порок
моральной системы самооценки;
- дисгармония во
взаимодействии сознательного и подсознательного
механизма регулирования поведения человека, что приводит к утере
автоматической ориентации на моральное поведение и поступки.
Профессиональная этика
развивается на пересечении теоретического, нормативного и прикладного
направления этики. Содержание профессиональной этики определяется кругом вопросов, составляющих суть профессиональной
деятельности.
Профессиональная этика
вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов
деятельности. Профессиональная этика - это кодекс поведения, предписывающий
определенный тип нравственных межличностных отношений, которые представляются
оптимальными с точки зрения выполнения специалистами своих служебных
обязанностей.
Этика
деятельности предпринимателя является сущностной категорией менеджмента.
Этика играет роль
своеобразного фильтра при реализации
методов, стиля управления, при создании структуры управления, при
принятии решений и т.д.
Этические нормы, стандарты
|