Глава 1. Теоретические аспекты
изучения занятости молодежи и проблемы ее регулирования
1.1. Терминология проблемы занятости
молодежи
Молодежь - исключительно
важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только
энергичной и работоспособной, но и быстро обучаемой рабочей силой.
Полемика между учеными по
поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу,
возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к
предмету изучения-с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а
также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах.
Одно из первых
определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т.Лисовским,
который определил молодежь – как поколение людей, проходящих стадию
социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших,
образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в
зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут
колебаться от 16 до 30 лет [53].
Сегодня ученые определяют
молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе
совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных
теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются
уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями
социализации в российском обществе. Молодость - это путь в будущее, который
выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - характерная черта
молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее
знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год. В книге «Социология
молодёжи» под редакцией В.Т. Лисовского молодежные проблемы подразделяются на
две группы [53]:
К первой относятся
специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как
общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление
критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и
способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса
социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации
в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений
и движений молодежи.
Другую важную область
социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются
общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи
(проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в
молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных
форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности
молодежи, ее роль и место в структурах власти и т. д.).
Процесс становления
социальной зрелости молодёжи, выбор ею жизненного пути происходят во всех
основных сферах жизнедеятельности личности, реализуясь посредством обучения и
воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений. Основными
социально-психологическими регуляторами этого процесса и одновременно
показателями положения молодёжи в обществе и в структуре исторического процесса
развития выступают ценностные ориентации, социальные нормы и установки. Они
определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем,
потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения [5].
В возрастной психологии молодость характеризуется как период
формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и
формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает
особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток
информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную
оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем
в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные
предшествующему возрасту. Это связано с тем, что период активной
ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с
ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной
включённостью молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в
поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств -
|