ГЛАВА 1 Современные православные СМИ
России
1.1 Основные этапы становления
православной журналистики
Православная
журналистика имеет давние традиции. Особенно много изданий выходило в конце XIX
- начале XX века. Среди этих изданий можно назвать «Церковность» -
православно-народную газету, издававшуюся в Москве в 1914-1916 гг.,
«Православный собеседник» - газету Казанской Духовной академии наук (1855-1917
гг.), «Православный церковный вестник» - издание Казанской епархии (1867-1902
гг., 1926-1928 гг.), «Православный финляндский сборник», выходивший в г.
Выборге (1910-1911 гг.), «Христианин» - журнал церковно-общественной жизни,
науки, литературы Сергиево-Пасадской епархии (1907-1911 гг.), «Христианское
чтение» - ежемесячное издание при Санкт-Петербургской Духовной академии
(1821-1912 гг.), «Православный Мукачев» - издание Прящевской епархии в
г.Ужгороде (до 1937г.). Уникальным в своем роде было приложение к еженедельному
журналу «Собеседник», издававшееся в Москве (1893-1905 гг.) - «Христианская
беседа. Проповеди, статьи назидательного чтения при внебогослужебных
собеседованиях». В 1821 году Санкт-Петербургская Духовная академия первой
начала издавать журнал «Христианское чтение». Но это был научный, богословский
журнал, а первым популярным, общедоступным изданием стал еженедельник
«Воскресное чтение», который выходил с 1837 года. В нем помещались статьи
назидательного характера, он выпускался Киевской Духовной академией. Первым
семинарским периодическим изданием был рижский журнал «Училище благочестия»
(1857 год).
Начало
православной периодики тесно связано с российскими Духовными школами. Следует
отметить, что до революции четыре Духовные академии издавали 19 периодических
изданий. Духовные семинарии также издавали около десятка журналов, из которых
наиболее известным является харьковский богословско-философский журнал «Вера и
разум», основанный в 1884 году архиепископом Амвросием Ключаревым.
Во второй
половине XIX века помимо академических появилось и много других духовных
журналов, которые могут быть названы богословско-публицистическими. В них
наряду с богословскими статьями публиковались проповеди, обозрения текущих
событий в православных церквях и инословном мире, критика и библиография
текущих книжных и журнальных публикаций, очерки о замечательных церковных
деятелях, жизнеописания подвижников благочестия, рассказы из церковного быта и
стихи духовного содержания. Из наиболее известных журналов такого рода отметим
Петербургский «Странник» протоиерея Василия Гречулевича (в приложении к нему
выходила в 1900-1911 гг. «Православная богословская энциклопедия»), киевскую
острополемичную «Домашнюю беседу для народного чтения» Аскоченского, московское
«Душеполезное чтение» и многие другие. Для всех этих
богословско-публицистических изданий 1860-1870-х годов было характерно смелое
обсуждение церковных и церковно-общественных вопросов.
Говоря об официальных изданиях, следует отметить, что до революции каждая
епархия имела свой печатный орган - епархиальные ведомости. Инициатива их
основания принадлежит знаменитому иерарху XIX века, выдающемуся проповеднику -
архиепископу Херсонскому Иннокентию (Борисову), который сформулировал их
концепцию в 1853 году. Ее главным элементом было разделение журнала на две
части: официальную и неофициальную. Официальная часть предназначалась для
указов и распоряжений Святейшего Синода, известий высшей государственной
власти, особенно по данной епархии, для распоряжений епархиального начальства,
для сообщений о перемещениях и вакансиях, для извлечений из годовых отчетов
различных епархиальных учреждений. В неофициальной части печатались отрывки из
творений святых отцов, проповеди, статьи назидательного характера, местные
исторические, биографические, краеведческие и библиографические материалы.
Однако лишь через шесть лет эта концепция была представлена на утверждение
Святейшему Синоду преемником владыки Иннокентия по кафедре архиепископом
Димитрием (Муретовым). Синод не только утвердил ее в 1859 году, но и разослал
предлагаемую программу издания всем епархиальным архиереям. В следующем году по
этой программе начали выходить епархиальные ведомости в Ярославле и Херсоне, а
еще через 10 лет они уже издавались в большинстве епархий. Интересно отметить,
что отдаленные епархии
|