Глава
1. Культ в философии (Хомяков,
Кудрявцев-Платонов)
Алексей Степанович
Хомяков (1804-860), как истинно православный человек, представитель
славянофилов, в своём творчестве утверждает принципы соборности. В творчестве
Хомякова «вера» явным образом обозначает интуицию, т.е. способность
непосредственно познавать подлинное живое бытие, вещь в себе. В таком смысле до
него употреблял термин «вера» в германской философии Ф. Якоби и после него в
русской философии Вл. Соловьев.
Путем живого знания постигается основа бытия — сила. На низших ступенях бытия
она проявляется в виде материальных процессов, а на высших ступенях в духовном
мире сила есть свободная воля, соединенная с разумом. Рассудком эта основа
мира не может быть познана, потому что она не есть объект, она принадлежит к
«области допредметной».
Алексей Степанович
считает, что человек, конечное существо, обладающее разумною волею, вместе с
тем есть и носитель нравственной свободы; «эта свобода есть свобода выбора
между любовью к Богу и эгоизмом, иными словами: между правдою и грехом; этим
выбором определяется окончательно отношение конечного разума к его вечному
источнику, т.е. к Богу. «Но весь мир конечных умов, вся тварь состоит в грехе,
либо делом, как согрешившая, либо возможностью греха, как предохраненная от
него только отсутствием искушения и благодатью Божиею».
Далее философ пишет,
что поскольку тварь греховна, она подчинена закону, но Бог снизошел к твари и
указал ей путь к спасению от греха и к свободе: Он вступил в исторически и
процесс как Богочеловек; Он стал «во Христе существом ограниченным», которое
тем не менее «единою силою своей человеческой воли» осуществило всю полноту
Божественной правды. Поэтому Богочеловек Иисус Христос по праву есть верховный
Судия над греховною тварью, носитель «правды вечного Отца», пробуждающий в
человеке полное сознание своей вины, но вместе с тем Он же есть и «бесконечная
любовь Отца». «Он соединился со всякою тварью, не отметающею Его», и
всякое существо, прибегающее к Нему и полюбившее Его правду, включается Им в
Его Тело-Церковь.
В этих положениях
высказан зародыш метафизической системы, обстоятельно разработанной в
позднейшей русской философии. Хотя основы ее только намечены Хомяковым, все
же, исходя из них, легко понять сущность его учений о Церкви, содержащих в себе
наиболее ценные результаты его богословско-философских размышлений. Все они
Суть развитие идеи Церкви как подлинно органичного целого, как Тела, глава
которого есть Иисус Христос, кто любит Христа и правду Божию, принадлежит к
составу Церкви и становится членом Тела Христова. В Церкви он получает новое,
более полное и более совершенное бытие, чем-то, которое имел бы вне Церкви.
Чтобы понять это, нужно помнить, что Церковь есть органическое целое,
одухотворяемое самим Господом Христом. «Песчинка, действительно, не получает
нового бытия от груды, в который забросил ее случай». «Но всякая частица
вещества, усвоенная живым телом, делается неотъемлемою частью его организма и
сама получает от него новый смысл и новую жизнь: каков человек в Церкви, в теле
Христовом, органическое основание которого есть Любовь». Христос, таким
образом, спасает человека не только тем, что Он есть умилостивительная жертва
но еще и тем, что, приняв грешника, полюбившего Его, в Свое Тело, Он
соединяется с ним внутренне и делает его участником Своего совершенства.
Благодаря общей всем
верующим любви ко Христу, носителю всецелом правды, Церковь есть единство
многих лиц, но единство такое, в котором сохраняется свобода каждого лица.
Сочетание этих трудно соединимых черт- единства и свободы - есть характерная
особенность Церкви. Возможно оно только благодаря тому, «но основою его служит
бескорыстная, самоотверженная любовь. Кто любит Христа, любит Церковь Его,
тот, смиренно отвергнув всякое самомнение, всякие горделивые притязания изолированного
рассудка, приобретает ту разумную зрячесть веры, которая открывает смысл
великих истин Откровения.
Любовное единение с Церковью есть необходимое условие для постижения
истин веры, потому что полнота истины принадлежит только Церкви: «Неведение
есть неизбежный удел
|